Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2013
Элмурод Салимжонович Каримов
Андижанский государственный университет
преподаватель
Elmurod Salimjonovich Karimov
Assistant,
The Andijan State University
E-mail – conference_2012@list.ru
В статье рассматривается некоторые аспекты развития и современное состояние, а также достижения в сфере образовательных, педагогических технологий в Узбекистане.
The development and condition of the educational and pedagogical innovation in Uzbekistan
Summary: The article considers some aspects of development and current status, as well as achievements in the sphere of education, pedagogical technologies in Uzbekistan.
Key words and phrases: innovative processes in Uzbekistan, educational innovation, pedagogical innovations, innovative educational institutions, National Program on personnel training.
Развитие и состояние образовательных и педагогических инноваций в Узбекистане
Инновационные процессы в настоящее время затрагивают все сферы социального бытия. Социо-культурная жизнь общества должна отражать требования времени и не отставать от инновационного прогресса. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно- управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются образовательные и педагогические инновации.
Педагогические инновации – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются1 :
- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
- обновление содержания образования;
- изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
- проектирование новых моделей образовательного процесса;
- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов. Реформы образования представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
По мнению И.П.Подласого2, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перезагрузке учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (Таблица 1.)
Таблица 1. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
Сравниваемые параметры педагогического процесса |
Образовательные учреждения |
|
традиционное |
инновационное |
|
Цель |
Передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта |
Содействие самореализации и самоутверждению личности |
Ориентация |
На потребности общества и производства |
На потребности и возможности личности |
Принципы |
Идеологически трансформированы |
Научные, объективные |
Содержание образования |
Разрозненные предметы со слабо выраженными межпредметными связями |
Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности |
Ведущие методы и формы |
Информационно-репродуктивные |
Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные |
Отношения обучающих и обучающихся |
Субъект-объектные |
Субъект-субъектные |
Роль преподавателя |
Источник и контроль знаний |
Консультант-помощник |
Основные результаты |
Уровень обученности и социализированности |
Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализаци |
Это сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация.
Когда речь заходит об успехах и достигнутых нашей страной за годы независимости рубежах, в первую очередь называют общенациональные программы, реализуемые в важнейших сферах, в том числе образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, и их весомые практические результаты. И это закономерно, ведь прогресс любого народа, государства и общества зависит, прежде всего, от степени внимания к человеческому капиталу, интересам и развитию личности и устремлений во имя этих благородных целей. Это подтверждает и тот факт, что данные проблемы в качестве приоритетных направлений включены в Цели развития тысячелетия самой авторитетной организации мира – Организации Объединенных Наций.
С первых дней независимости Узбекистан определил своими высшими ценностями человека, его права и интересы и закрепил это законодательно в Конституции нашего государства. На этой правовой основе за прошедшие годы были осуществлены широкомасштабные преобразования и реформы, главной целью которых является обеспечение интересов человека. Президент Узбекистана Ислам Каримов говорил об этом в своей речи на пленарном заседании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по Целям развития тысячелетия и в других своих выступлениях, широко разъяснил суть и значение принятых в этом направлении стратегических программ, рассчитанных на ближайшие годы и долгосрочную перспективу3.
Благодаря своевременно разработанным и последовательно внедряемым в жизнь общенациональным и долгосрочным программам, практически не имеющим аналогов в мире, в нашей стране сформирована национальная эффективная модель образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, развития детского спорта, поддержки молодых талантов.
Самое главное заключается в том, что каждая из этих программ, являясь неразрывной составной частью концепции строительства нового демократического общества, играет важную роль в построении нашего великого будущего. Отрадно, что они становятся реальной ценностью нашей повседневной жизни, основой новой жизни и мировоззрения. Подтверждением служит тот факт, что сегодня конкретные результаты проводимой в этом направлении работы находят отражение в жизни каждого нашего соотечественника, их сознание, мышление, духовный мир благодаря этому преображаются и обогащаются.
Известная медиа-компания «CNN» недавно опубликовала сравнительные оценки систем образования США, Узбекистана и ряда других стран мира. Заслуживает внимания тот факт, что эти данные были подготовлены авторитетной международной бизнес-школой «Insead» (Франция) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и основаны на обнародованном 3 июля нынешнего года аналитическом докладе «Глобальный индекс инноваций 2012 года»4.
Отрадно, что Узбекистан по инновационным показателям в сфере образования в рейтинге с 75,38 балла занимает второе место в мире. На первом месте с 75,70 балла – Ирландия. Дания, Новая Зеландия, Исландия, Бельгия и другие страны из числа развитых стран Европы, а также государства других континентов занимают в этом рейтинге последующие места.
Саудовская Аравия, располагающая огромными финансовыми ресурсами, с 65,49 балла занимает 15-е место, а самые могущественные государства мира – США занимает 31-е место (61,34 балла), Китай – 67-е место (52,23 балла). Беларусь с 60,55 балла – на 36-м месте, Россия с 55,18 балла – 55-м месте.
Другие постсоветские республики находятся в нижних строках рейтинга: Казахстан – 69-е место, Кыргызстан – 72-е место, Армения – 85-е место, Грузия – 87-е место, Азербайджан – 89-е место, Таджикистан – 107-е место.
Согласно исследованиям, по ряду показателей развития системы образования Узбекистан превосходит многие страны мира. В частности, аналитические данные свидетельствуют, что показатели Узбекистана, касающиеся развития сферы образования страны, затрат государства на нее, расходов на капитальное строительство и обновление школ, числа учителей в процентном соотношении к числу учащихся, числа выпускников в области точных наук и инженерного дела, средней оценки учащихся по GMAT (стандартизированный тест для определения способностей успешно обучаться в бизнес-школах) и другие, очень высоки.
В исследовании подробно изложены основные критерии и факторы достижений Узбекистана в этой сфере. Особо отмечено, что сильнейшими сторонами социально-экономического развития и инновационного потенциала Узбекистана являются инвестиции в человеческий капитал, исследования, объем государственных затрат на развитие образования и в целом состояние системы образования.
В связи с этим уместно напомнить высказывание Президента Ислама Каримова: «Не секрет, что XXI век – это век, в котором главенствуют интеллектуальные ценности. Именно поэтому, если каждое государство и общество вовремя не осознают эту истину и необходимость стремления к освоению новых знаний, наращиванию интеллектуального потенциала, если эти критерии не станут смыслом их повседневной жизни, то это общество неизбежно останется за рамками мирового прогресса»4.
Следует подчеркнуть, что наш народ, в недалеком прошлом действительно отстававший от общечеловеческого развития, сделал правильные выводы из этого горького опыта и, определив своей приоритетной задачей стремление к науке и просветительству, интеллектуальному развитию, воспитание гармонично развитой, ничем и никому не уступающей молодежи, добился в этом направлении весомых практических результатов. Благодаря этому сегодня Узбекистан выходит на передовые позиции мирового развития. Это ярко подтверждают и результаты данного рейтинга.
Библиография: