Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2013

Салимжонович Элмурод
Развитие и состояние образовательных и педагогических инноваций в Узбекистане

Элмурод Салимжонович Каримов

Андижанский государственный университет

преподаватель

 

Elmurod Salimjonovich Karimov

Assistant,

The Andijan State University  

E-mail – conference_2012@list.ru

 

В статье рассматривается некоторые аспекты развития и современное состояние, а также достижения в сфере образовательных, педагогических технологий в Узбекистане.

 

The development and condition of the educational and pedagogical innovation in Uzbekistan

Summary: The article considers some aspects of development and current status, as well as achievements in the sphere of education, pedagogical technologies in Uzbekistan.

Key words and phrases: innovative processes in Uzbekistan, educational innovation, pedagogical innovations, innovative educational institutions, National Program on personnel training.

Развитие и состояние образовательных и педагогических инноваций в Узбекистане

Инновационные процессы в настоящее время затрагивают все сферы социального бытия. Социо-культурная жизнь общества должна отражать требования времени и не отставать от инновационного прогресса. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно- управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются образовательные и педагогические инновации.

Педагогические инновации – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются1 :

- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования;

- изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

- проектирование новых моделей образовательного процесса;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов. Реформы образования представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

По мнению И.П.Подласого2, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перезагрузке учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (Таблица 1.)

Таблица 1. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений

Сравниваемые параметры педагогического процесса

Образовательные учреждения

традиционное

инновационное

Цель

Передача знаний, умений и попутное   воспитание, освоение социального опыта

Содействие самореализации и   самоутверждению личности

Ориентация

На потребности общества и производства

На потребности и возможности личности

Принципы

Идеологически трансформированы

Научные, объективные

Содержание образования

Разрозненные предметы со слабо   выраженными межпредметными связями

Гуманизированные и   личностно-ориентированные культурные ценности

Ведущие методы и формы

Информационно-репродуктивные

Творческие, активные,   индивидуально-дифференцированные

Отношения обучающих и обучающихся

Субъект-объектные

Субъект-субъектные

Роль преподавателя

Источник и контроль знаний

Консультант-помощник

Основные результаты

Уровень обученности и   социализированности

Уровень личностного и   профессионального развития, самоактуализации и самореализаци

Это сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация.

Когда речь заходит об успехах и достигнутых нашей страной за годы независимости рубежах, в первую очередь называют общенациональные программы, реализуемые в важнейших сферах, в том числе образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, и их весомые практические результаты. И это закономерно, ведь прогресс любого народа, государства и общества зависит, прежде всего, от степени внимания к человеческому капиталу, интересам и развитию личности и устремлений во имя этих благородных целей. Это подтверждает и тот факт, что данные проблемы в качестве приоритетных направлений включены в Цели развития тысячелетия самой авторитетной организации мира – Организации Объединенных Наций.

С первых дней независимости Узбекистан определил своими высшими ценностями человека, его права и интересы и закрепил это законодательно в Конституции нашего государства. На этой правовой основе за прошедшие годы были осуществлены широкомасштабные преобразования и реформы, главной целью которых является обеспечение интересов человека. Президент Узбекистана Ислам Каримов говорил об этом в своей речи на пленарном заседании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по Целям развития тысячелетия и в других своих выступлениях, широко разъяснил суть и значение принятых в этом направлении стратегических программ, рассчитанных на ближайшие годы и долгосрочную перспективу3.

Благодаря своевременно разработанным и последовательно внедряемым в жизнь общенациональным и долгосрочным программам, практически не имеющим аналогов в мире, в нашей стране сформирована национальная эффективная модель образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, развития детского спорта, поддержки молодых талантов.

Самое главное заключается в том, что каждая из этих программ, являясь неразрывной составной частью концепции строительства нового демократического общества, играет важную роль в построении нашего великого будущего. Отрадно, что они становятся реальной ценностью нашей повседневной жизни, основой новой жизни и мировоззрения. Подтверждением служит тот факт, что сегодня конкретные результаты проводимой в этом направлении работы находят отражение в жизни каждого нашего соотечественника, их сознание, мышление, духовный мир благодаря этому преображаются и обогащаются.

Известная медиа-компания «CNN» недавно опубликовала сравнительные оценки систем образования США, Узбекистана и ряда других стран мира. Заслуживает внимания тот факт, что эти данные были подготовлены авторитетной международной бизнес-школой «Insead» (Франция) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и основаны на обнародованном 3 июля нынешнего года аналитическом докладе «Глобальный индекс инноваций 2012 года»4.

Отрадно, что Узбекистан по инновационным показателям в сфере образования в рейтинге с 75,38 балла занимает второе место в мире. На первом месте с 75,70 балла – Ирландия. Дания, Новая Зеландия, Исландия, Бельгия и другие страны из числа развитых стран Европы, а также государства других континентов занимают в этом рейтинге последующие места.

Саудовская Аравия, располагающая огромными финансовыми ресурсами, с 65,49 балла занимает 15-е место, а самые могущественные государства мира – США занимает 31-е место (61,34 балла), Китай – 67-е место (52,23 балла). Беларусь с 60,55 балла – на 36-м месте, Россия с 55,18 балла – 55-м месте.

Другие постсоветские республики находятся в нижних строках рейтинга: Казахстан – 69-е место, Кыргызстан – 72-е место, Армения – 85-е место, Грузия – 87-е место, Азербайджан – 89-е место, Таджикистан – 107-е место.

Согласно исследованиям, по ряду показателей развития системы образования Узбекистан превосходит многие страны мира. В частности, аналитические данные свидетельствуют, что показатели Узбекистана, касающиеся развития сферы образования страны, затрат государства на нее, расходов на капитальное строительство и обновление школ, числа учителей в процентном соотношении к числу учащихся, числа выпускников в области точных наук и инженерного дела, средней оценки учащихся по GMAT (стандартизированный тест для определения способностей успешно обучаться в бизнес-школах) и другие, очень высоки.

В исследовании подробно изложены основные критерии и факторы достижений Узбекистана в этой сфере. Особо отмечено, что сильнейшими сторонами социально-экономического развития и инновационного потенциала Узбекистана являются инвестиции в человеческий капитал, исследования, объем государственных затрат на развитие образования и в целом состояние системы образования.

В связи с этим уместно напомнить высказывание Президента Ислама Каримова: «Не секрет, что XXI век – это век, в котором главенствуют интеллектуальные ценности. Именно поэтому, если каждое государство и общество вовремя не осознают эту истину и необходимость стремления к освоению новых знаний, наращиванию интеллектуального потенциала, если эти критерии не станут смыслом их повседневной жизни, то это общество неизбежно останется за рамками мирового прогресса»4.

Следует подчеркнуть, что наш народ, в недалеком прошлом действительно отстававший от общечеловеческого развития, сделал правильные выводы из этого горького опыта и, определив своей приоритетной задачей стремление к науке и просветительству, интеллектуальному развитию, воспитание гармонично развитой, ничем и никому не уступающей молодежи, добился в этом направлении весомых практических результатов. Благодаря этому сегодня Узбекистан выходит на передовые позиции мирового развития. Это ярко подтверждают и результаты данного рейтинга.

Библиография:

 

  1. Закон Республики Узбекистан об Образовании. –Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997-36 с.
  2. Национальная программа по подготовке кадров.- Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997.
  3. Каримов И.А. Мечта о совершенном поколении. –Т.: ИПК «Шарк», 1999 – 184 с.
  4. Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХI века.- Т.: Изд-во «Узбекистан» 1997.318 с.
  5. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. –Т.: «Маънавият», 2008 – 176 б.
  6. Основы управления образовательными системами. Конспект лекций. – Навои: НГМК, 2010. – 132 с.
  7. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика: Учебное пособие. Изд.3-е,
  8. перераб. и дополн. – М.: Социум, 2009. – 518 с.
  9. Интернет-ресурс http://uza.uz/ru/society/20458/ (Дата обращения 10.05.2013г.)

 


  1. См.: Основы управления образовательными системами. Конспект лекций. – Навои: НГМК, 2010. – 132 с.
  2. Там же. – С. 108
  3. См.: Каримов И.А. Мечта о совершенном поколении. –Т.: ИПК «Шарк», 1999 – 184 с.; Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХI века.- Т.: Изд-во «Узбекистан» 1997.318 с.; Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. –Т.: «Маънавият», 2008 – 176 б.
  4. Интернет-ресурс http://uza.uz/ru/society/20458/ (Дата обращения 10.05.2013г.)


Другие статьи автора: Элмурод Салимжонович

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба