Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2016

Николай Салохин
Качество обучения в высшей школе современной России

Салохин Николай Павлович

Омский государственный технический университет

кандидат философских наук, профессор кафедры «Государственное, муниципальное

управление и таможенное дело»

Salokhin Nicolay Pavlovich

Omsk State technical University

PhD, professor of “Government, Municipal Management and Custom Business Chair”

E.mail: salokna@yandex.ru

 

Качество обучения в высшей школе современной  России

       Аннотация: Россия осуществляет постиндустриальный проект. Качественное и доступное образование становится важнейшим из инструментов его реализации, ибо экономическое развитие государства и общества утверждается в активности свободной личности. Самоорганизация в образовательном процессе – путь к гражданскому обществу и социально ориентированной рыночной экономике.

Ключевые слова: постиндустриальный проект, качество обучения, самоорганизация, экономическое развитие, демократия, управление.

 

 

Level of high education at contemporery Russia

      Summary: The paper deals with a theoretical analysis of social organization concept in open unline, unbalanced and unstable systems. High education system is defined as an independent subject of process.  The author characterizes self — organization  to be the product of overcoming  contradictions in growth dissimilarity taken place in overall environment.

Key words: postindustrial project, level of education, economic development, self organization, democracy, government.

.

Качество обучения в высшей школе современной  России

 

Россия, трансформируя систему общественных связей, формирует модель социального бытия, важнейшим элементом которой  станут развитые гражданские институты, правовое государство, инновационная экономика и, соответствующая национальным потребностям, продуктивная высшая школа. Вслед за прокламацией отказа от тоталитарного наследия и констатации негативных изменений природно-ландшафтной и индустриальной среды, общество  включилось в анализ современных противоречий развития и их влияния на социально-экономические, социально-политические, социально-этнические, социально-педагогические, социокультурные, ценностные и информационно-смысловые процессы. Жизненную потребность составляет ускорение темпов присвоения и освоения общественных отношений и повышение активности личности на индивидуальном и общесоциальном уровне. Вступление в мир глобальных экономических и политических коммуникаций  переводит на иные основания не только совокупность трудовых и социально-производственных отношений, но и процессы подготовки кадров в высшей школе, которая переходят на стадию самоупорядочения, самоорганизации и саморазвития.

Трансформации предопределили нестабильность общественных коммуникаций, что привело к нарастанию противоречий в системах «общество — управление», «управление — образование» и «общество — образование». Общество как открытая неравновесная система динамично в саморазвитии и постоянно самоупорядочивается, обеспечивая баланс элементов порядка и хаоса. Экономика вынужденно открыта и функционально спонтанна и нелинейна, что предопределяет её цикличность и нестабильность. Система образования и подготовки кадров ориентирована на закрытость и стабильность, что периодически воспроизводит противоречие традиционного и современного. Переход системы общего и профессионального образования в условиях нелинейной и неравновесной открытости экономики к деятельности на основаниях самоупорядочения и самоорганизации позволяет не только разблокировать указанное противоречие, но и создать более эффективную парадигму подготовки кадров.

Постмодерн утверждает требование не только глобальности экономики, но и трансграничности образования. Самоорганизация образовательной системы в целом, социально-образовательной среды, элементов ее структуры и различных образовательно-обучающих процессов и ресурсов согласует природу образования как института с практической стороной жизни общества и отдельного индивида. Именно здесь раскрываются возможности утверждения системы образования  как элемента инновационной, социально-информационной и коммуникационной среды общества.

Трансграничность в практике образования утверждает особую ценность самоупорядочения и самоорганизации в создании эффективной системы подготовки кадров. Традиционное для субъект-объектных схем управления понимание ценности и цели в условиях постмодерна утрачивает силу. Становление субъект-субъектных связей равномощности и равноответственности ставит вопрос о спонтанном возникновении цели внутри самой социальной системы [1].

Постнеклассическая парадигма управления, используя в качестве оснований теорию организации Г. Хакена, теорию диссипативных структур И.Р. Пригожина и Г. Николиса, теорию коэволюции сложных систем Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, динамическую теорию Д.С. Чернавского, синергетико-акмеологическую  концепцию В.П. Бранского и С.Д. Пожарского, психосинергетическую теорию И.В. Ершовой-Бабенко и иные концепции,  как на методологическом, так и на практическом уровне расширяет возможности образования и высшей школы как совокупности сложноорганизованных нелинейных сред различной природы.

Система образования и высшая школа – важный социальный институт, выполняющий функцию создания, накопления, сохранения  и передачи актуального знания и культурного наследия в целом. Монополия системы образования в этом виде деятельности предопределена устойчивостью и здоровым консерватизмом высшей школы как генетической матрицы национальной культуры. В соответствии с её содержанием воспроизводятся последующие поколения. Поэтому тип высшей школы, возникший в процессе развития национальной культуры, является определяющим фактором формирования и развития как общества в целом, так и воспитания личности.

Система образования России переживает полосу перманентных реформ. Необходимость перемен назрела давно, но объективная оценка ситуации порождает опасение, что стремление к результативным переменам в системе образования превращается в самодостаточный процесс реформ ради реформ. Высшая школа современной России восходит к многовековому гуманизму русского просвещения и советской педагогики. Научно-технический взрыв и информационная стадия развития мировой цивилизации во многом обязаны технологиям и приёмам отечественной нучно-педагогической системы.

Трансформационные процессы вновь поднимают вопрос о качестве обучения. Это отнюдь не праздный вопрос, ибо качество – фактор многоаспектный, включающий в себя явления как объективного, так и субъективного порядка: от качества знаний и компетенции выпускников до качества научно-методического и организационно-технического обеспечения учебного процесса как такового. Качество обучения выпускников высшей школы коррелирует качество управления.

Россия формирует систему развития, важным элементом которой должен быть профессиональный высококвалифицированный аппарат управления.

Современная система подготовки кадров не возможна вне трансграничности образования. Традиционное для субъект-объектных схем управления понимание ценности и цели в условиях современности утрачивает силу. Обучение в информационную эпоху опирается на равномощность и равноответственность субъект-субъектных связей преподавателя и студента и ставит вопрос готовности к творческому взаимодействию внутри самой системы.

Постнеклассическая парадигма управления утверждает методологические и практические основания расширения возможностей высшего образования как совокупности сложноорганизованных нелинейных сред различной природы.  Новые подходы в  подготовке кадров, соответственно, опираются на совокупность процедур,  спонтанно возникающих из нелинейной открытости коммуникаций самоорганизации и выражающих результат саморационализации структур высшей школы. Система высшего образования является одновременно и слабо неравновесной (сильно организованной) и сильно неравновесная (слабо организованная) социальная средой. Не обладая качеством равновесия, она спонтанно перераспределяет ресурсы, энергию и информацию в пространстве и во времени.

Механизм эффективности подготовки кадров для системы управления раскрывается в показателях нелинейной положительной обратной связи в каждой точке образовательной среды. Результаты образовательного процесса здесь прямо пропорциональны концентрации человеческой активности, ресурсов и достоверной информации в ней, что, возрастая нелинейно, ускоряет темпы увеличения объема актуального знания и повышает качество  кадров, совершенствует сущностные силы личности и общество в целом.

Совершенствование образования как многомерной среды, обладающей свойствами открытости и нелинейности, способностью к  самоорганизации и самоуправлению, раскрывает возможности повышения качества, уровня и смысла деятельности ВУЗа. При благоприятных условиях, выражающихся в достаточном ресурсном обеспечении проекта, в поведении самоорганизующихся сред различной природы, указанная возможность становится инструментом совершенствования цели организации.

В процессе самоорганизации система высшего образования выделяет в качестве смыслонесущей единицы нового автономные структуры, чья активность стимулирует самовоспроизводство ценностных, идентификационных, информационных, информационно-эмоциональных и ментальных процессов воспитания и обучения и постоянное самообновление и самосовершенствование процесса обучения. Это воплощается в более совершенных образовательных стандартах и программах. Для системы образования в условиях трансформаций особую важность приобретает положительная обратная связь субъекта и объекта обучения[2].

Положительная обратная связь субъекта и объекта обучения стимулирует качество присвоения и освоения информации и компетенций, что трансформирует процесс обретения знания из вынужденной деятельности в самодеятельность: обучение трансформируется в самонаучение, образование, соответственно, — в самообразование.

Переход от классических схем к субъект-субъектной коммуникации в обучении – потребность времени. Это разрешит противоречия должного и сущего в образовании, управлении, экономике и создаст основания инновационного развития. Целью системы подготовки кадров станет формирование оснований постоянного гносеологического расширения в деятельности и обучаемых, и обучающих. Эта цель достигается посредством четкой дифференциации учебного материала в блоках изучения классической, постклассической, неклассической и постнеклассической научной парадигмы. ВУЗ как феномен объемной положительной обратной связи становится источником развития общества и обеспечивает основания самоупорядочения по всему пространству социальной среды.

Утверждение инновационной высшей школы демонстрирует недостаточность рассмотрения проблемы трансграничности только в контексте подготовки кадров. Выход за эти пределы демонстрирует трансграничное образование как результат культурной интеграции, выражающей новое состояние отечественной экономики и мировой цивилизации.

Реформа образования не должна подорвать уравнивающую функцию высшей школы и сделать образование инструментом углубления социальных различий. Страна нуждается в корректировке реформы, учитывающей национальную традицию и демократизм русской высшей школы, последствия которой станут залогом формирования качественно иной социальности России – достойного члена мирового сообщества постиндустриальной эпохи.

Развитие системы подготовки кадров, соответственно, в методологическом пространстве синергетической концепции И.Р. Пригожина может быть представлено как результат спонтанно возникающих из нелинейной открытости хаоса и беспорядка линейных коммуникаций самоупорядочения и самоорганизации, которые выражают результат саморационализации социально-образовательной среды. Для понимания возможностей спонтанности и самоорганизации важное значение имеет определение меры развитости социальной среды – её качества как субъекта социального развития. В средах, не обладающих достаточной субъектностью, постоянно происходят спонтанные перераспределения ресурсов, энергии и информации, что объективно препятствует совершенствованию деятельности высшей школы современной России.

Механизм становления новой образовательной парадигмы раскрывается в показателях эффективности нелинейной положительной обратной связи в каждой точке образовательной среды. Процесс обучения отчуждает однонаправленность действия, выдвигая на передний план коммуникативное взаимодействие обучающего и обучаемого. Утверждение системы высшего образования как многомерной среды синергетического порядка, обладающей свойствами открытости и нелинейности, а так же способностью самоупорядочения и самоорганизации, раскрывает возможность спонтанного повышения качества, уровня, смысла, поступка или события, как в деятельности отдельного образовательного учреждения, так и локального территориального сообщества или общества в целом. При благоприятных для социума условиях в поведении самоорганизующихся сред различной природы такая возможность становится инновационным инструментом. Но даже в этом невозможен случае полный отказ от непосредственно личной коммуникации обучающего и обучаемого.  Информационно-технологические приёмы не способны заменить живое общение преподавателя и студента во время лекций и практических занятий.

В процессе самоорганизации и саморационализации система образования выделяет в качестве смыслонесущей единицы нового автономную структуру-аттрактор, активность которой стимулирует не только самовоспроизводство ценностных, духовных, идентификационных, информационных, информационно-эмоциональных и ментальных процессов воспитания и обучения, но и постоянное самообновление и самосовершенствование процесса подготовки кадров в целом. Указанный аттрактор находит воплощение в образовательных стандартах и программах обучения. Для системы образования в новых условиях особую важность приобретает наличие  положительной обратной связи субъекта и объекта обучения, которая реальна при непосредственно личном коммуникационном взаимодействии обучающего и обучаемого. Виртуальная педагогика информационно-смысловых обучающих систем, как мы полагаем, имеет зависимый вспомогательно-инструктивный характер и способна лишь уточнять и дополнять содержание и результаты непосредственно-личной коммуникации в учебном процессе.

Нелинейная положительная обратная связь субъекта и объекта деятельности подготовки кадров стимулирует рост качества присвоения и освоения общественных отношений. Качественно обновляется пространство социально-педагогических отношений. Самодеятельность индивида в процессе обучения становится дополнительным ресурсом не только развития его персональных сущностных сил, но и утверждает  его личную субъектность, что ведёт к преодолению частичности объекта применения образовательных технологий и превращению развития в саморазвитие. Нелинейная положительная обратная связь содержит механизмы внутренней самоорганизации человека и постоянного производства и воспроизводства персональной субъектности, что позволяет ему стать единицей социального творчества и, в конечном итоге, активной единицей общества.

Инновационный подход в процессах подготовки кадров раскрывает  сущность и содержание хаотических и непредсказуемых проявлений индивидуального в обучении и самообучении. Сложная социальная система, каковой является комплекс подготовки профессиональных кадров, в процессе саморазвития совершенствует собственную структуру. Одни и те же элементы этого комплекса на разных стадиях развития в открытой нелинейной неравновесной среде создают содержательно иные макросостояния, между которыми существуют резкие переходы. Именно при этих переходах и возникают новые свойства образовательной системы в целом. Но не следует забывать, что индивид как таковой – система не менее сложная. Именно поэтому возникновение параметров порядка и их способность детерминировать активность позволяют системе обретать в процессе самоорганизации наиболее эффективную структуру.

Изучая стадии развития образовательного процесса в открытых неравновесных средах, к которым современная наука относит социальные, политические, экономические, культурные, идеологические, социально-педагогические, социально-информационные и т.п. системы, мы обнаруживаем качественное изменение его содержания, в том числе и переструктурирование в виде усложнения или деградации организации среды. Причем это происходит не как результат изменения качества обмена ресурсами  с внешней средой, а, в большей степени, в результате саморазвития внутренних процессов. Оговоримся, что саморазвитие в нелинейной неравновесной среде, в свою очередь, может быть результатом влияния объективных факторов, в том числе и неантропогенного характера. Образование, как и многие иные социальные институты, также подвержено воздействию механизма моды. Последняя отражает господство в социальной среде определённых тенденций в деятельности и поведении, выраженных в гносеологических схемах субъекта управления за какой-то период времени [3].

Студенты не обладают знаниями о разнообразных либерально-экономических и корпоративных концепциях, применяемых в как на региональном уровне или на уровне общественного целого, так и в управлении отдельно взятыми организациями и фирмами или локальными территориальными сообществами. Они оперируют устаревшими понятиями (например «трудовой коллектив»), субъекты-носители которых отсутствуют в современной практике России, мифологизируют роль частной собственности и свободного рынка в экономике наиболее развитых стран планеты, недооценивают роль государства как равномощного участника экономических процессов, имеют слабое представление об организации экономики и управления экономикой конвергентного общества.

Причины указной частичности и неполноты подготовки имеют как объективный, так и субъективный характер. Объективные основания указанному казусу мы склонны объяснить стагнирующим характером современной российской экономики, сохранением авторитарных и даже тоталитарных субъект-объектных методов в организации и управлении обществом, ошибочностью гносеологических схем, применяемых в деятельности субъекта управления, и ущербной частичностью самих образовательных программ, в том числе и третьего поколения [4].

Образовательный процесс в открытых неравновесных средах постоянно самоусложняется. Происходит это не в форме изменения уровня обмена ресурсами с внешней средой, а в ходе внутреннего саморазвития.

Новые программы обучения, однако,  слабо отражают современные научные концепции, утверждающие в обществе и экономике коммуникации равномощности и равноответственности.  Например стандарт экономических специальностей не предусматривает изучение технологий прорыва Людвига Эрхардта, которые уже более пятидесяти лет с успехом использует в управлении обществом и производством Германия. Не представлены в образовательных программах постнеклассические управленческие парадигмы теоретиков, на практике продемонстрировавшие эффективность. Программы обучения исчерпываются рассмотрением классических субъект-объектных схем управления, оказавшихся совершенно недееспособными и в условиях переходной экономики эпохи российских трансформаций, и в социальности постиндустриализма в целом. Управленческие теории постнеклассического содержания, утверждающие в субъект-субъектной коммуникации равномощность и равноответственность в экономике и социальных отношениях, авторами учебных программ для изучения не предусмотрены. Складывается впечатление, что учебный стандарт высшего экономического образования ориентирован на подготовку будущих работников к участию в некой виртуальной усреднённой и дистиллированной экономике, реально не имеющей места ни в одной из ведущих стран планеты.

Факторы субъективного порядка более существенны в утверждении частичности и неполноты обученности. К этой группе мы относим угасание книжной культуры в обыденности большинства студенческой молодёжи и значительной части преподавательского корпуса, что значительно влияет на снижение качества персональной культуры человека. Отрицательное влияние на характер обучения оказывает и качество жизни большинства граждан России. Невысокий достаток особенно молодых преподавателей закрывает возможности свободного общения с новинками научной литературы и другими атрибутами, определяющими становление и развитие кругозора и мировоззрения человека[5].

Указанные противоречия, мы полагаем, могут быть преодолены при изменении общей парадигмы управления на уровне государства и общественного целого России. Переход от классических субъект-объектных схем к нелинейным отношениям равномощности и равноответственности всех социальных субъектов – потребность времени. Именно в процессе вышеозначенного перехода будут не только разрешены противоречия должного и сущего в подготовке кадров, но и будут сформированы основания утверждения инновационного типа экономики.  В системе подготовки кадров  для инновационной экономики ведущей целью преподавания и обучения, как нам представляется, должно стать формирование оснований постоянного гносеологического расширения в деятельности как обучаемых, так и обучающих. Эта цель может быть достигнута в процессе чёткой дифференциации учебного материала в блоках изучения классической, постклассической, неклассической и постнеклассической парадигмы управления[6].

В качестве самостоятельного блока мы предлагаем ввести в учебную программу изучение теории рыночного либерализма. Современные учебные пособия для высшей школы ограничены  изучением наименее эффективного в экономике постмодерна направления, ориентированного на адаптацию к условиям глобального теории Адама Смита и его неолиберальных последователей. Вне рамок программы по-прежнему остаются концепции Фридриха Августа фон Хайека, «технологии прорыва» Людвига Эрхардта, С.Ф. Шарапова, национал-либерализм Израиля, японский корпоративный либерализм, комьюнитаризм А. Этциони. теория меритократии М. Янга, концепция конвергенции, ставшая основанием процветания «Стран Золотого миллиарда» на рубеже веков и иные эффективные теории управления В свою очередь это потребует более детального изучения студентами основ экономической теории, теории управления. истории политико-экономических учений и иных курсов, способствующих формированию компетенций, необходимых участнику инновационной экономики эпохи глобализации

Утверждение постнеклассической парадигмы управления демонстрирует недостаточность рассмотрения проблемы повышения продуктивности высшего образования только в рамках проблемы подготовки кадров. Подготовка кадров для инновационной экономики в рамках трансграничного образования требует учета нелинейности прогресса и форм изменения деятельностной парадигмы  индивида и общества как характеристики знаний, навыков и умений по преобразованию неживой, живой и социальной природы. Особенности трансформационных процессов утверждают необходимость создания  качественно соответствующих методологических и методических приемов, основанных на понимании необходимости самоупорядочения и самоорганизации не только в   сфере экономико-социальных и социально-педагогических отношений, но и в сфере производства и управления, в том числе [7].

Методологическим основанием становления системы подготовки кадров для инновационной экономики должно стать принятие факта, утверждающего природу, общество и  человека на всех уровнях бытия как равномощные и равноответственные открытые нелинейные самоорганизующиеся системы. Методическая позиция нового содержания учебного материала будет усилена признанием коммуникации и информации как особой формы бытия материи. Это позволяет нам понимать утверждающуюся культурно-информационную среду как элемент открытого нелинейного самоорганизующегося целого в открытом самоорганизующемся целом, ибо образование и общество соотносятся друг с другом как среда в среде или целое в целом. Такая позиция создаёт основания решения проблемы несоответствия уровней действия и уровней последствий, совершающихся культурно-образовательных действий, что позволит обществу России без ущерба национальной самобытности завершить трансформацию системы экономики, придав последней необходимое постиндустриальное содержание [2].

Утверждение постнеклассической парадигмы управления создаёт   в качестве цели трансграничного образования утверждение и развитие ценности человеческого в каждом отдельно взятом индивиде.  Гносеологическая парадигма такого содержания, во-первых, соответствует современным кросскультурологическим тенденциям ментальности человека и общества, во-вторых, позволяет преодолеть уровень противоречий экономического и политического содержания и прейти к обеспечению социального развития на базе субъект-субъектных оснований, и, в-третьих, согласует с важнейшей задачей постиндустриального общества – стремлением сохранить человечество и мировую цивилизацию[8].

Система продуктивного образования как инструмент подготовки кадров для инновационной экономики утверждает индивида и социум в качестве равномощной и равноответственной единицы социального, раскрывая понятие «ценности человеческого в человеке» в значении не только  биологического или информационного, а – прежде всего – в значении нелинейного целого.

Список использованной литературы

  1. См.: Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). – Киев: Нова книга, 2005. – 368 с.; Ершова-Бабенко И.В. Философия, методология, синергетика и наука. – Одесса: ОДЭКОМ, 1996. – 122 с.
  2. Философия управления: методологические проблемы и проекты/ Рос.акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: В.И. Аршинов, В.М. Розин. – М.: ИФРАН, 2013.- 303 с.
  3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория   самоорганизации   индивида   и   социума.  –   СПб.:   Политехника,      —  476 с.;  Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. – СПб.: Политехника, 2004. – 400 с.
  4. См. например: Салохин Н.П. Самоуправление: социальные, онтологические и гносеологические аспекты. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 360 с.; Салохин Н.П. Коммуникации управления и самоорганизацию: Очерк теории и социологии управления.– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 360 с. и др. работы.
  5. См.: Львов Д.С. Экономика развития. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
  6. См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Наука, 1994. – С.21-22.
  7. См.: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального: Пер. с франц. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2000. – 96 с.; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Пер.с фр. Д. Кралечкин. – М.: Академический проект, 2007. –297 с.; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2011. – 392 с. или  Пикетти Т. Капитал в XXI веке. – СПб.: Ад Маргинем Пресс, 2015. —   592 с.
  8. Философия управления: проблемы и стратегии  / Рос.акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред.: В.М. Розин. – М.: ИФРАН, 2010.- 347 с.


Другие статьи автора: Салохин Николай

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба