Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2017

Солиха Аллаярова
Герменевтический подход в системе образования

Аллаярова Солиха Нарзуллоевна

Национальный университет Узбекистана

имени Мирзо Улугбека

кандидат философских наук,

Ташкент, Узбекистан

Allayarova Soliha Narzulloevna

The Mirzo Ulugbek National university of Uzbekistan

PhD

Tashkent, Uzbekistan

 

E-mail – method.uz@list.ru

 

УДК 37

 

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты применения герменевтического подхода в системе образования вообще и в системе высшей школы в частности.

Ключевые слова: герменевтика, система образования, понимание, объяснение, педагогическая деятельность, герменевтический подход, интерпретация, текст.

 

Hermeneutic approach in the education system

 

Abstract. In this article some aspects of the application of the hermeneutic approach in the education system in general and in the system of higher education in particular are considered.

Keywords: hermeneutics, education system, understanding, explanation, pedagogical activity, hermeneutic approach, interpretation, text.

 

Герменевтический подход в системе образования

 

За последние десятилетия современное общество постепенно от постиндустриального переходит к информационному и все его подсистемы, в том числе и сферы профессиональной деятельности, претерпевают ряд существенных изменений, поэтому опора в герменевтическом понимании только на тексты и знания, зафиксированные текстуально, является недостаточной, поскольку глобальные процессы информатизации позволяют говорить уже не столько о тексте, сколько об информации в целом, которая становится, на наш взгляд, важным ресурсом любой деятельности, в том числе и образовательной, а значит, и любой педагогической технологии. В связи с широким внедрением в повседневную практику сетевых технологий, которые позволяют представлять любую информацию в виде гипертекста, следует говорить не о герменевтическом подходе, а о герменевтической технологии гипертекста. Суммируя вышесказанное, «ренессанс герменевтики» в XX веке позволил перевести ее на новый виток развития, и в связи с этим необходимо ввести новый термин информационная герменевтика.

Информационная герменевтика – теория и практика толкования, интерпретации, искусство понимания информации и гипертекста как ее предельного значения с целью постижения ее этимологического смысла сквозь призму культуры, эмоциональную и компетентностную сферу, личного и исторического опыта субъекта понимания. Вполне возможно, что информационная герменевтика станет новым направлением в философии XXI века, когда общество в условиях лавинообразного роста информации трансформируется из постиндустриального в информационное.

Таким образом, информационная герменевтика может являться фундаментальной основой дистанционных образовательных технологий, которые активно внедряются в образовательную практику повсеместно. Формализуя вышесказанное, можно представить герменевтическую технологию дистанционного обучения как сумму трех слагаемых: информационная герменевтика; дистанционное, а в пределе виртуальное и электронное обучение; информационно-образовательная среда.

Можно сказать, что учебный процесс, рассматриваемый с позиции субъектно-объектного подхода, несет в себе осознание, во-первых, собственной исторической заданности, во-вторых, существования исторической (временной) дистанции между интерпретатором и интерпретируемыми знаниями, в-третьих, наличия целого ряда трансляторов этих знаний и приводит в итоге к пониманию изученного.
Для прояснения теоретической сложности, возникающей при попытке описать отношения интерпретандума и интерпретатора, воспользуемся теоретической моделью «герменевтического треугольника», предложенной итальянским историком права и герменевтом Эмилио Бетти. Согласно его выводам процесс понимания состоит из трёх моментов: автор, инициатор «манифестации»; текст, подлежащий пониманию; интерпретатор, адресат, понимающий субъект [2, 352].

Исследователь Д.М.Назаров полагает, что в условиях образовательного процесса с позиции субъектно-объектного подхода, можно утверждать, что субъект S1 (преподаватель, информационная система, информационный портал) порождает некоторую информационную сущность, которая материализуется в виде произведений, событий, источников, документов, электронных ресурсов и самой культуры в целом, которые и являются объектом интерпретации О, а субъект S2 (интерпретатор, обучаемый, вообще всякий реципиент) никогда не воспринимает информационную сущность непосредственно, он интерпретирует ее с позиции собственного опыта, ценностносмысловых ориентиров сквозь призму культуры, эмоционально-духовной сферы. Насколько полной или удачной является интерпретация, показывает другой аспект – понимание. При этом описанную ситуацию, а также выбор критерия достоверности интерпретации можно характеризовать двояко:

— с позиции классического герменевтического подхода — это степень понимания интерпретатором автора, то есть инверсия авторского смысла, точки зрения «исторического сознания»;

— с позиции современной герменевтики – это интеграция предметного смысла в современную ситуацию, то есть интеграция информации в современность с учетом исторического характера мышления интерпретатора, то есть исходя из позиции «исторически-действенного сознания» [3, 32-35].

Тенденции развития современного общества и требования, предъявляемые сегодня к человеку как ресурсу его благополучия и процветания, таковы, что становится очевидна востребованность молодых кадров, способных:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы затем, на протяжении всей жизни, иметь возможность найти в ней свое место;

— самостоятельно генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— уметь грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

— быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща, успешно выходить из любых конфликтных ситуаций;

— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [5].

Можно сделать промежуточный вывод, что разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий позволят изменить саму парадигму образования, перевести систему образования от «знаниевой», основанной на усвоении готовых знаний и их воспроизведении, к «компетентностной» парадигме, в которой каждый обучаемый включен в активный познавательный процесс и помимо «знаний» и «умений» требуется «владение», то есть четкое понимание, где, каким образом и для каких целей полученные знания могут быть применены [4].

Требования нового времени подразумевают необходимость появления новой высшей школы. Все более становится очевидной потребность общества в появлении особых учащихся, способных к самостоятельности мышления, способных находить решение в «ситуациях неопределенности», в «ситуациях непонимания», способных к творчеству в любой сфере жизнедеятельности, и особых учителей, готовых помочь обрести учащимся эти способности. При этом видится ясным также следующее: эти «особые» учащиеся и «особые» педагоги не придут откуда-то – их необходимо взращивать на почве уже существующей высшей школы. Одним из способов достижения «требований нового времени» можно считать применение в процессе обучения герменевтического подхода (М.М.Бахтин, А.А.Брудный, В.Гумбольд, Г.-Г.Гадамер, В.Дильтей, А.Ф.Лосев, А.А.Потебня и др.), причем в сочетании с креативным (В.Ю.Башашкина, О.С.Булатова, Е.П.Ильин, Г.П. Капустина, И.П.Подласый, В.В.Шоган и др.). При этом создаются условия для рефлексивно-творческого освоения новых знаний, достижения новых уровней развития личности обучающихся, обретения способности учащихся к «смыслопорождению» в первичной ситуации «непонимания», поиску собственных решений в «неопределенных и неразрешимых» ситуациях.

Как же могут сочетаться герменевтика традиционная, герменевтика педагогическая и креативная педагогика?

В устоявшемся смысле герменевтика – наука о понимании смысла и теория интерпретации текста. Герменевтику связывают главным образом с толкованием и объяснением текстов, при этом важно отметить, что «текст» в герменевтике со временем стал пониматься более широко: это не только текст литературного произведения, но «дух человеческий», явленный в разных формах, требующий истолкования («В камне, мраморе, музыкальных звуках, в жестах, словах, почерке, поступках, в хозяйственном порядке и настроениях взывает к нам человеческий дух и требует истолкования… Если я хочу понять Леонардо, то этому одновременно сопутствует интерпретация поступков, картин, образов, сочинений, слитых в единый гомогенный процесс», – пишет В. Дильтей) [6, 105]. Важно отметить, что обращение к любому тексту требует, прежде всего, «опыта осмысления» – осмысления, «никогда не начинающегося с нуля и никогда не замыкающегося на бесконечности» [1, 15]. Нужно подчеркнуть, что цель понимания состоит не в должной интерпретации текста, не в реконструкции идей и мнений интерпретируемого, но в активизации собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой вопрос-ответной системы (по Х.-Г.Гадамеру). В итоге общения с текстом интерпретатор (читатель) практически создает собственный Авторский Текст. Основной задачей герменевтики является постижение «глубинного смысла», не сводимого к чисто логическим или чисто предметным отношениям. В связи с этим возникает необходимость использования особого приема исследования – «выхода за пределы понимаемого». В итоге постижение осуществляется посредством знаково-символических систем. Герменевтический подход в педагогике является достаточно новым, и педагогике нового времени, креативной педагогике, созвучны следующие идеи герменевтики: идея опоры в понимании на «дивинационный метод», предполагающий взамен рационального познания проявление творческой интуиции, вживание в психологию другого «Я»; признание познавательной роли диалога в постижении человека и действительности; признание больших созидающих и эвристических возможностей искусства; идея циклического характера понимания как движения от общего к частному и от частного к общему [7, 28]. Под герменевтическим подходом мы понимаем обучение школьников через создание личностно ориентированных эмоционально-образных ситуаций посредством воссоздаваемых образов-символов. Креативный подход к обучению предполагает «не решение готовых дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов» (по Морозову и Чернилевскому), и потому, на наш взгляд, для креативной педагогики особенно ценно развитие способности учащихся к «смыслопорождению» в первичной ситуации «непонимания», признание процессуальности и множественности истины, осуществляемое благодаря применению герменевтического подхода [9].

Использование герменевтического подхода в преподавании гуманитарных дисциплин способствует развитию творческой (креативной) личности, отличающейся следующими характеристиками: независимостью в суждениях и оценках; «открытостью ума» как готовностью к восприятию нового и необычного, готовностью шагнуть за рамки данности; высокой толерантностью к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивной активностью в этих ситуациях; развитым эстетическим чувством, стремлением к красоте; «самомотивацией» [8].

Итак, герменевтический подход, будучи основанным на принципах понимания и интерпретации, должен быть учтен в процессе обучения преподавателями, стремящимися к творческой педагогической деятельности.

Цель герменевтического подхода – интенсификация процесса саморазвития и самореализации учащегося, активизация познавательной деятельности, которая не ограничивается рамками урока и не заканчивается вместе со звонком. Это требует разработки новых способов обучения, отличающихся по качеству, способам организации учебной деятельности. На основе применения сочетания герменевтического и креативного подходов мы можем создать целостную креативную образовательную среду, способствующую взращиванию «новых учащихся» и «новых педагогов», готовых к творчеству и сотворчеству. Между педагогом и учащимся возникают отношения Диалога, партнерства, сотрудничества, основанные на вдохновении, внимании к инициативе учащегося. И, что самое важное, «обучающийся не просто усваивает готовые представления и понятия, а сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свое представление о мире» [9].

Исследователь О.П.Мокиенко подчёркивает, что герменевтика «поиск путей достижения понимания ведет с опорой не только на рационально-логические, но и иррациональные начала человеческой деятельности, придавая особое значение чувствам и интуиции» [7, 9]. В связи с этим герменевтический подход в обучении подразумевает наличие большого количества заданий, направленных на развитие эмоционально-образного мышления. Поэтому педагогам, стремящимся к применению герменевтического подхода в преподавании гуманитарных дисциплин, можно рекомендовать создавать эмоционально-образные ситуации на основе визуальных образов-символов.

 

Литература

 

  1. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Прогресс, 1991
  2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. 2006. – 352 с.
  3. Назаров Д.М. Компаративный анализ герменевтической научной методологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 32-35.
  4. Назаров Д.М., Голошумова Г.С. Возможности герменевтической технологии в процессе дистанционного обучения // Современный гуманитарный университет. Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 8. – С. 119-129.
  5. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 79 с.
  6. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «философии жизни» В. Дильтея // Герменевтика. История и современность. М., 1985. – С. 105.
  7. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006.
  8. Халперн Дж. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 2-е изд., испр. и доп. – 403 с.


Другие статьи автора: Аллаярова Солиха

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба