Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2014
Мирхамидов Мирхаёт Махамаджонович,
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека,
докторант кафедры Философия и методология науки,
Ташкент, Узбекистан
Mirkhamidov Mirkhayot Mahamadjonovich,
the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek,
Doctorate student, Department of Philosophy and methodology of science,
Tashkent, Uzbekistan
E-mail – conference_2012@list.ru
УДК 1:316
Ретроспективный анализ рассмотрения проблемы социального времени
Аннотация: В данной статье рассматривается исторический анализ рассмотрения проблемы соотношения физического и социального времени.
Ключевые слова и фразы: физическое время, социальное время, индивидуальное время, восприятие времени.
Retrospective analysis of consideration of the problems of social time
Summary: This article discusses the historical analysis of the problem of correlation of the physical and social time.
Key words and phrases: physical time, social time, personal time, the perception of time.
Ретроспективный анализ рассмотрения проблемы социального времени
Всё чаще в обыденной жизни мы сталкиваемся с понятиями длительности и прерывности изменений и течения времени. Если в природе время течёт неизменно и необратимо, то в социальной среде время изменяет свои рамки. Проблеме изучения социального времени посвящено немало трудов, однако основы понимания этого феномена заложены были ещё в древности. Ретроспективное рассмотрение проблемы изучения социального времени поможет по-новому взглянуть на это явление в современных условиях.
Еще в античности время рассматривалось как нечто скрытое, проявляющее себя лишь в деятельности или состоянии людей. При таком восприятии время выступало как «точечный», эпизодический феномен, в котором качественные характеристики событий и состояний играли определяющую роль. Именно поэтому время древних не имеет четко выраженной метрики и тем более упорядоченной последовательности, что хорошо видно в темпоральной неопределенности мифов и вообще мифологического мышления.
Разумеется, представления о времени как о времени жизни индивида, земледельческой деятельности, смен времен года и т. п. были практически всегда. Социальное же время как время жизни социальных образований, а также историческое время как время жизни всего человеческого общества было освоено постепенно. Это произошло прежде всего тогда, когда мыслители прошлого стали воспринимать общество как целое, как результат культурной взаимосвязи поколений, независимой от жизненной перспективы индивида. Теперь социальное, историческое время — это жизнь общества, понимаемая как что-то «сверхличное», «социально-надындивидуальное».
Особенностью этого восприятия, например у Гесиода, является то, что социальное, историческое время оказывается ступенчато-деградирующим от прошлого «золотого века» к веку «железному». Здесь, на наш взгляд, еще прослеживается не только аналогия с жизнью человека: молодость, зрелость, старость,— но и с историей известных в прошлом обществ, претерпевших рождение, взлет и упадок (например, Древний Египет). Таким образом, историческое время выступает здесь как время отдельных обществ, народов, цивилизаций, а не как время человечества. И лишь в философии нового времени на заре буржуазной эпохи мы видим понимание исторического времени как движения изменяющегося человечества.
Идея социального времени в разных своих вариантах естественным образом могла возникнуть лишь на основе понимания социального времени, но, прежде всего, времени вообще. Разумеется, в философских концепциях древности, как уже отмечалось, не могло быть сколько-нибудь целостного понимания социального времени как глобального явления и тем более — социальной перспективы. Поэтому отдельные мысли и положения по поводу общественных процессов прямо вытекали из понимания временных процессов в окружающем мире вообще. Например, онтологическое обоснование времени мы видим еще у Аристотеля, причем философ, наблюдая связь движения и времени, все-таки отделял одно от другого[1]. Он писал, что движение тела существует «только в нем самом или там, где случится быть самому изменяющемуся и движущемуся, время же равномерно везде и при всем»[2]. Но уже тогда Аристотель гениально предвосхитил идею перспективы бытия как непрерывности, диалектической связи прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и будущее у него связаны через настоящее («теперь»).
«Время непрерывно через «теперь», и разъединяется «теперь»»[3]. И наконец, еще одна гениальная догадка, которая весьма актуальна для современной науки, ставящей вопрос об объективности времени. Признав время «мерой», Аристотель делает вывод о зависимости этой «меры», устанавливаемой человеком, от самого человека. «Будет ли в отсутствие души существовать время или нет? Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого, ясно, следовательно, и числа, так как число есть или сочтенное или считаемое. Если же по природе ничто не способно считать, кроме души и разума души, то без души не может существовать время»[4]. Античность знаменует собой попытки рассматривать время как последовательность состояний природы и общества в рамках внешне определенных циклов. По Платону, время — «изменчивый образ вечности», существующей вместе со временем. В пределах социальной жизни время лишено своего собственного общественного смысла, так как общество подчинено в своем развитии универсальному космическому закону круговорота (цикла), в котором события происходят по раз и навсегда заведенному порядку.
У Августина Аврелия представляет интерес продолжение аристотелевского взгляда на время в неразрывной связи с человеческим восприятием, с душой. «Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу»[5].
Особенностью взгляда Августина Аврелия на время является идея линейности. Круговороты и циклы античного восприятия времени в христианстве сменяются линейным движением от начала творения мира до второго пришествия. Если круг означает вечное возвращение к началу, то линия имеет начало и конец. Таким образом, безысходность круговорота, при котором нет надежды на наступление чего-то нового или избавления от страданий, заменяется оптимизмом надежды на счастливое будущее. В понятии конечного времени заключен чрезвычайно важный потенциал, который выводит отдельного индивида за пределы его судьбы, дает ему перспективу «спасения». Таким образом, пассивная вера в возможность спасения становится основой для активных действий верующего, направленных на достижение заветной цели.
Очевидно, что христианское средневековье окончательно оформило перспективный взгляд как на жизнь всего общества, так и на судьбу отдельного человека. Согласно Августину Аврелию, текущее время измеряется событиями, а вечность — ценностями. Всякое преходящее время выступает лишь как средство наиболее полного раскрытия ценностей, которые знаменуют вечность, а вечность — Бога. Культура христианства внесла существенный вклад в преодоление широко распространенного в различных других культурах циклизма (это можно увидеть в культурах Индии, Востока). Именно с этого момента время стало приобретать свойство социальной перспективы, т.е. выходить за рамки только количественных параметров длительности и включать в себя качественные, социально ценностные характеристики, к которым стали стремиться как отдельные индивиды, так и целые сообщества. Новый толчок в осознании социального (исторического) времени как перспективы наблюдается с эпохи Возрождения и становления буржуазных отношений. Время, представляемое как социальная перспектива, открывает перед человеком возможность реализации своих целей и способностей. Все больше осознается связь между человеческим существованием и каждым последующим мгновением. В этическую систему включается новая ценность точного следования времени и его соблюдения. Все это формирует новый тип психологического отношения к фактору времени. Люди говорят о ценности краткой человеческой жизни, быстро проходящего времени.
Социальное время все полнее осознается как социальная перспектива, когда человек Возрождения стал понимать, что для осмысления сути настоящего необходимо четко воспринимать реальность и место прошлого и будущего в человеческой жизни. Возникают предпосылки для раскрытия связей между тремя модусами времени: прошлым, настоящим и будущим, которые благодаря деловой активности человека формируют ценностное отношение к модусам социального времени как единому континууму социальной перспективы. Именно деловая активность человека порождает страстный интерес к будущему конкретных сфер деятельности: торговли, производства, науки, искусства и т.д.
Можно заметить, как постепенно время превращается в социальное поле человеческой деятельности. Это экзистенциальное время человеческого бытия выступает теперь как овеществленное время не только Бога-творца, но и Человека-творца. И Бог, и Человек являют собой единую творческую и преобразующую силу, которая раскрывается через процесс вечного становления. Тогда время — это не просто длительность и линейная цепь событий.
Феномен времени перерастает рамки линейного хода событий и превращается в феномен социальной перспективы как выражение полноты творческого начала и содержательной формы существующего мирового порядка. В социальной перспективе заключены предпосылки и условия человеческой деятельности, и ее продолжительность, она есть и поле социальной деятельности человека, ее фон, характер и содержание. Осознание связи между тремя модусами времени в социальной жизни явилось основой для восприятия исторического времени, которое ближе всего по своей структуре и механизму формирования к социальной перспективе. «Время истории,— писал М. Блок,— это плазма, в которой плавают феномены, это как бы среда, в которой они могут быть поняты …»[6]. Это по природе своей «некий континуум», в котором три модуса представлены в неразрывном единстве. Таким образом, в историческом времени исследуется не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Ведь исследователь прошлого, открывая последовательную цепь исторических событий, выявляет устойчивые, повторяющиеся процессы, циклы, ритмы общества, его динамику. Все это позволяет ему делать выводы о характере событий настоящего и будущего, а также рассматривать историческое время как социокультурный процесс, как форму существования общества и человека. Отсюда, понимая историческое (социальное) время как динамический потенциал развития общества, мы связываем его культурное, ценностное, индивидуально-личностное, производствен-но-экономическое, природное и другие измерения в единый комплекс или поле социальной реальности.
Однако человеческая мысль, подойдя совсем близко к осмыслению социальной реальности как социальной перспективы (правда, в форме только исторического времени), так и не преодолела до конца той разделенности временного и структурно-онтологического аспектов, которая до сих пор просматривается в социальных исследованиях.
На этот драматизм разорванности времени по модусам обращали внимание почти все исследователи. У Августина Аврелия — драматический монолог о том, что время ускользает, когда мы говорим о нем в модусных терминах: прошлого — «уже нет», будущего — «еще нет», а настоящее — «неуловимо», т. е. он так и не нашел объяснение, разрешающего модусные противоречия времени. Хотя в глубине веков такую попытку мы встречаем уже у Платона, который понимает время в смысле чувственного, наличного, становящегося и движущегося вечного бытия, по словам А. Лосева, «как живой поток вечности со всеми входящими в него вещами»[7].
Почти в том же, полном драматизма, августиновском стиле пишет Н.Бердяев: «В самой нашей исторической действительности, в самой жизни, в этом дурном, разорванном времени, в котором прошлое кажется отошедшим, а будущее ненародившимся и мы замкнуты в мгновении сомнительного настоящего, какое начало, какая сила ведет борьбу с этим злым, смертоносным характером времени, борьбу духа вечности, без которого невозможна была бы связь истории, цельность истории, связь времени, без которой распадение между прошлым, будущим и настоящим сделалось бы столь бесповоротным и окончательным, что состояние мира напоминало бы состояние того безумца, который окончательно потерял память, потому что, поистине, потеря памяти есть главный и основной признак сумасшествия?»[8].
Единственное, что способно соединить прошлое и настоящее — это память. «В нашем дурном, разорванном времени прошлое пребывает только через память»[9].
В понятии «социальное время» есть еще один важный аспект, который в дальнейшем поможет нам подойти к понятию времени как к «социальной перспективе»,— это дискретность и непрерывность социального времени и в связи с этим соотношение прошлого, настоящего и будущего.
Есть одна общая характерная черта, присущая почти всем исследователям общества,— это восприятие времени как последовательности качественно отграниченных друг от друга событий или социальных состояний. Такое дискретное восприятие, как правило, игнорирует чрезвычайно важный для исследователя процесс — переход от одного социального события или состояния к другому, от прошлого к настоящему и будущему. В данном случае интерес представляют наиболее удачные попытки мыслителей прошлого решить проблему непрерывности.
Восприятие времени вообще, а также социального времени всегда тесно связано с характером и уровнем культурного развития общества. Уже у древних римлян (в отличие от древних греков) появляется понимание времени как времени-последовательности, выраженное словом processus. Но впервые наиболее последовательно и с достаточной (для своей эпохи) полнотой рассмотрел эту проблему Августин Блаженный. У него время неотделимо от бытия вещей и явлений, а поскольку вещи и явления возникают, изменяются и исчезают, постольку и время есть постоянное возникновение и изменение. Настоящее определяется Августином как наставшее, прошедшее как переставшее, будущее как становящееся. Идею времени как становления мы встречаем у Гегеля. Именно становление позволяет Гегелю видеть время как постоянное изменение, постоянный переход. Поэтому время здесь выступает как «момент» настоящего, но не только как момент-следствие, т.е. то, что идет после предыдущего, но и момент того, что идет в результате предыдущего. Настоящее «есть результат прошедшего, и оно чревато будущим»[10].
Идея времени как становления будущего в настоящем и настоящего в прошлом выводит нас на понимание времени как целостности. Именно неуловимый момент движения, момент перехода как момент связи трех временных модусов создает то, что позволяет говорить о возникновении образа целостности реальных структур бытия в процессе их осуществления.
Целостная, перспективная связь трех модусов содержит в себе постоянные диалектические детерминанты, из которых возникают векторы социального изменения. Понятие «перспектива» неидентично понятию «будущее», точнее, оно включает это будущее в себя. Когда мы мыслим будущее, то имеем в виду некую отдаленность от настоящего, образ возможного состояния того или иного процесса, выступающий как результат предшествующего развития. В понятии же «социальная перспектива» мы имеем возможность видеть развитие социальных процессов в их временной целостности, в каузальной связи прошлого, настоящего и будущего.
Итак, время предстает перед человеком как чрезвычайно сложный феномен, связанный со всем многообразием процессов нашего мира, и в первую очередь с самим человеком. Это не только последовательность событий, модусов, но и измеряемые, оцениваемые и переживаемые человеком социальные явления, перерастающие объяснительные возможности данного понятия. Стала очевидной потребность в понятии, которое смогло бы лучше охватить этот многоплановый феномен «социальной реальности». Поэтому применительно к жизни человеческого общества понятие «социальная перспектива» представляется наиболее адекватным.
«Социальная перспектива» не может быть раскрыта без анализа ее существенного компонента — социального времени, а также времени вообще.
Каким образом можно воспринимать время как существенную компоненту «социальной перспективы»? Если мы апеллируем к органам чувств, то они не способны воспринимать время как таковое. Наши чувства — зрение, слух, осязание — воспринимают вещи, тела, различные пространственные образования объективного мира. Наши органы чувств, сознание, воспринимают эти вещи, тела и пространственные образования в их динамике, движении и изменении. Другими словами, мы воспринимаем через вещи и тела изменяющееся пространство. Но что позволяет человеку замечать эти изменения?
Очевидно, что в этом случае человек сравнивает предшествующее состояние «А» наблюдаемого объекта с последующим «В» и фиксирует не только само изменение, но и его длительность. Вот как описывает этот процесс М. Мерло-Понти: «С каждым наступающим моментом момент предшествующий испытывает модификацию: я еще держу его в руках, он еще здесь и, однако же, уже меркнет, опускается ниже линии настоящего, чтобы сохранить его, мне нужно протянуть руку сквозь тонкий пласт времени. Это все тот же момент, и я обладаю способностью постичь его таким, каким он только что был, я не отрезан от него, но, в конечном счете, если бы ничего не изменилось он не был бы прошлым: он начинает профилироваться или проецироваться на мое настоящее, тогда как только что он им был»[11].
По мнению Б.С.Сивиринова[12], приведенные выше рассуждения лишний раз подтверждают уже давно замеченную неразрывную связь феномена времени с пространством. Отойдя от понимания времени как отдельного, абсолютно объективного процесса, человеческая мысль пришла к идее единства пространства и времени. Гегель писал: «Место как положенное тождество пространства и времени есть ближайшим образом также и положенное противоречие, которым являются пространство и время, каждое в самом себе»[13].
Следовательно, абсолютного, чистого времени в онтологическом смысле нет. Время, о котором говорят люди,— это пространство в его движении и изменении. «Разумная философия пространства и времени в отличие от чисто математической теории пространства и времени должна исходить из предположения, что пространство является системой конкретных отношений между физическими объектами, а время есть некоторая функция изменений, происходящих в этих объектах»[14].
[1] Аристотель. Физика, IV, 10, 218в
[2] Там же.
[3] Там же, IV, 11, 220а
[4] Там же, IV, 14, 223а
[5] Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. — М., 1992.— С. XI, 20
[6] Блок М. Апология истории или ремесло историка.— М., 1973.— С. 19.
[7] Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции// История философии и вопросы культуры.— М., 1975.— С. 30.
[8] Бердяев Н.А. Смысл истории.— М., 1990.— С. 57—58
[9] Там же.
[10] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1975.— Т. 2: Философия природы.— С. 59.
[11] Мерло-Понти М. Временность // Историко-философский ежегодник. 1990.- М.: Наука, 1991.- С. 277.
[12] Сивиринов Б.С. Социальное время и перспектива, Новосибирск, «Наука», 2000
[13] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.— М,. 1975.— Т. 2: Философия природы.— С. 60.
[14] Бунге М. Пространство и время в современной науке // Вопр. философии.— 1970.- № 7.- С. 85