Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №1, 2015
Науменко Тамара Васильевна
доктор философских наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова
Tamara V. Naumenko
Philosophy Doctor, Professor at the Faculty
of Global Studies of Lomonosov Moscow State University
E-Mail: t-naumenko@yandex.ru
УДК 332.012.33
Коммуникативные процессы в глобальном экономическом пространстве
Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности современного глобального экономического пространства и такой его составляющей, как социальная сфера и сфера услуг, их связь с коммуникативным пространством социума, а также роль массово-коммуникативных процессов в функционировании современного общества.
Ключевые слова: коммуникативный процесс, массовая коммуникация, глобальное экономическое пространство, субъект деятельности, телекоммуникация, социальная сфера.
Communicative processes in the global economic space
Summary: The article focuses on the peculiarities of the modern global economic space — especially on the social sphere and the sphere of services, their connection to the communicative space of society and the role of mass communication processes in the functioning of modern society.
Key words: communicative process, mass communication, global economic space, actor, telecommunication, social sphere.
Коммуникативные процессы в глобальном экономическом пространстве
Современная эпоха, характеризующаяся ускоряющимися глобализационными процессами, немыслима без активно развивающихся и высокотехнологичных коммуникативных процессов. Глобальное экономическое пространство, объединяющее и взаимообусловливающее практически все региональные и национальные экономики, во многом в своей основе имеет именно коммуникативные процессы, протекающие в современном обществе и определяющие его структуру, характер и перспективы развития[1].
Постнеклассический этап развития, на котором сегодня пребывает современная наука, в отличие от предыдущих этапов во главу угла ставит субъекта – и как исследователя, и как исследуемого, и как цкль развития общества. Таким образом в современном глобальном экономическом пространстве очень важную роль приобретает социальная сфера, а также сфера услуг, как области, призванные обеспечить не только производство человека как субъекта, но и его качественное существование, и удовлетворение его потребностей.
Анализ социальной сферы, а тем более сферы услуг, практически невозможно представить без рассмотрения сети телекоммуникаций и связи, которая является активно развивающейся отраслью, влияющей на все социально-экономические процессы современного общества. Структурно в обществе как целостной системе телекоммуникации и связь относятся к организационно-управленческому типу деятельности, то есть, их функцией является осуществление организации и связи во всех других типах деятельности и выделенных на их основе сферах общества. Именно по этой причине элементы телекоммуникации и связи мы находим практически в любых видах и формах социальных взаимодействий. Сами по себе телекоммуникации и связь как объект изучения не вызывают никаких проблем в силу их довольно четкой онтологической представленности и функциональной однозначности, тем более, что важнейшее средство реализации этих функций — информация, является основным ресурсом постиндустриального этапа развития общества, названного по этой причине информационным, представляет собой огромный интерес и изучается самыми различными научными дисциплинами, что приводит к достаточно высокой степени осмысления современным научным сообществом как самой информации, так и всех телекоммуникаций в целом.
Однако в структуре общества существует такая коммуникативная область, которая при всем своем сходстве с телекоммуникативной деятельностью от нее не просто отличается, а является совершенно иным видом социальной деятельности. Этой областью является массово-коммуникативная деятельность, которая исследуется социальными науками как массовая коммуникация и изучение которой затруднено именно ее пересечениями с телекоммуникацией, в результате чего очень часто массовую коммуникацию относят к телекоммуникации. И это не случайно – как теле-, так и массовая коммуникации оперируют информацией, однако функции у них совершенно разные. Если телекоммуникация занимается исключительно передачей информации с целью информирования аудитории, и ее главная, то есть сущностная функция и есть информационная, то массовая коммуникация есть деятельность по внедрению в массовое сознание оценок событий и явлений, актуальных с точки зрения действующего субъекта, и ее функция заключается в транслировании в массовое сознание этих самых оценок. Иными словами, телекоммуникация передает только информацию о событиях, явлениях и фактах, массовая же коммуникация посредством информации передает оценки событий, явлений и фактов. Таким образом, телекоммуникация во-первых, обладает собственным назначением – передача информации, и, во-вторых, выступает формой для массовой коммуникации, то есть массовая коммуникация по форме выглядит как процесс передачи информации, но по сущности является деятельностью, управляющей поведением людей посредством целенаправленного информационного влияния на массовое сознание. Внешняя форма массовой коммуникации представляет собой совокупность каналов СМИ (печать, радио, телевидение), внутренняя форма – совокупность всех жанров и стилей подачи информации. Для обыденного сознания не всегда приемлемо восприятие массовой коммуникации как деятельности по внедрению оценок актуальных событий, однако даже при беглом взгляде на информационную деятельность СМИ можно заметить, что мы получаем информацию, во-первых, актуальную, во-вторых, получаем в ключе той социальной позиции, которая принята у данного СМИ (то есть информацию под определенным углом, иначе говоря, информацию, содержащую оценку события, о котором идет речь), в-третьих, даже на первый взгляд самая беспристрастная информация СМИ является оценочной если не прямо, то косвенно — по подбору фактов и аргументов, по месту расположения на полосе или времени в эфире, и так далее. Многочисленные же ток-шоу, увеселительные радиопередачи, публикация анекдотов и историй жизни звезд, на первый взгляд производящие впечатление релаксационных материалов, далеких от оценок, на самом деле являются передачами, во-первых, привлекающими внимание людей к данному СМИ, и, во-вторых, оказывающими расслабляющее релаксационное воздействие на массовое сознание, которое утрачивает необходимую критичность и легко воспринимает внедряемые оценки. Возникает вопрос – почему передаются оценки? Более того – почему этот факт тщательно скрывается теми, кто их передает, и в массовое сознание внедряется мысль о полной объективности и беспристрастности информации? Ответ на этот вопрос находится в поле субъектно-объектного анализа социально-экономических процессов. Какова цель субъектов телекоммуникативной деятельности? Ну, скажем прямо, вовсе даже не забота о повышении информационного уровня населения. Их главная цель чисто экономическая – прибыль. Гораздо сложнее обстоит дело с субъектами массовой коммуникации, которая, в отличие от телекоммуникации, имеет полисубъектную структуру, включающую в себя несколько уровней субъектов[2]:
Описанная полисубъектость массово — коммуникативной деятельности в сочетании с ассиметрией социальных интересов различных групп общества в любом из когда-нибудь существовавших общественных устройств приводит к тому, что массовая коммуникация в формах, характерных соответствующему периоду исторического и социально-экономического развития, внедряет в массовое сознание оценки событий, явлений и процессов, актуальных, значимых и важных для влияющих субъектов деятельности.
Современная массовая коммуникация имеет развитые организационные и институциональные формы, правовые рамки и разнообразные способы творческой реализации. Наиболее значимыми для влияния на экономические процессы в настоящее время являются интегрированные маркетинговые коммуникации, включающие в себя рекламу, пиар, маркетинг, брендинг, имиджмейкинг, а также творческую деятельность журналистов по созданию текстов, оказывающих необходимое влияние на массовое сознание, формирующих в нем ту или иную систему ценностей, позволяющую влиять на формирование потребительских предпочтений массовой аудитории. Интегрированные маркетинговые коммуникации в рамках массовой коммуникации влияют не только на сбыт, но и на всю экономическую сферу общества. Наибольшую значимость этот процесс приобретает в условиях конкурентной борьбы, когда самыми востребованными являются такие виды воздействия на потребителя, которые влияют на поведение массовой аудитории, минуя ее сознание, чем и достигается высокая эффективность данного действия. Основным способом такого влияния является пиар, значение которого порой преуменьшается под видом связей с общественностью. Если реклама является официально оплаченной услугой по продвижению и предложению товара (либо услуги), то пиар наоборот – тщательно скрывает свою принадлежность к любым видам убеждающей коммуникации. Однако уже тот факт, что во многих странах, в том числе и в России, принят закон, запрещающий деятельность по негативизации имиджа (так называемый черный пиар), говорит об огромном потенциале влияния этой коммуникативной формы как в политическом, так и в экономическом пространстве страны. Интенсивное развитие пиара происходит не только за счет массово-коммуникативного воздействия (хотя именно оно является самым главным в современном пиаре, ибо на сегодня тот, кто владеет сознанием масс – владеет миром), но и за счет других средств реализации. Во-первых, за счет мифологичности. Создание современных мифов с использованием всех средств – от распространения сплетен до применения различных инновационных процессов распространения информации, несущих те или иные оценки, необходимые для создания имиджа персоне, товару, компании, и, прямо или косвенно, положительно или отрицательно влияющих на экономическую эффективность, является одним из действенных приемов в современной конкурентной борьбе с использованием массово-коммуникативной деятельности. Во-вторых, за счет использования двухступенчатой модели коммуникативного воздействия, основная идея которой заключается в выявлении (а, в случае необходимости, и в создании) лидера мнений – человека, или группы людей, имеющей непререкаемый авторитет среди той или иной целевой аудитории потребителей. Пиар-ход заключается в том, что, подготовленные должным образом лидеры мнений, намного эффективнее влияют на аудиторию, чем применение прямого массово-коммуникативного воздействия. Лидеры мнений также оказывают влияние в основном через СМИ, но их участие в пиар-акциях не кажется очевидным, соответственно, не вызывает сопротивления в восприятии оценочной информации.
Влияние массовой коммуникации в современном обществе охватывает все слои населения и все иерархические структуры, включая, государственные, где данное влияние может быть оказано на принятие важнейших государственных решений, влияющих на все финансово-экономические и политические процессы общества. При этом такого рода информационная война, о которой можно часто слышать из уст политический деятелей, в данном случае ведется исключительно легитимными средствами, так как развитие форм и методов современной массовой коммуникации, влияющей на управление всеми социальными процессами и сферами общества, совершенствуется с каждым годом
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что совершенствование массовой коммуникации оказывает самое непосредственное влияние на все отрасли современной инновационной экономики, включая социальную сферу и сферу услуг. Субъектами данных экономических областей может выступать как государство, так и частный сектор, однако, стремление влиять на сознание масс через телекоммуникационные сети остается в числе приоритетных направлений их деятельности, ибо только такое влияние может в разы повысить экономическую эффективность организации.
В условиях все возрастающей глобализации социального и экономического пространства значение интегрирующего влияния массовой коммуникации на массовое сознание неуклонно растет, ибо без осознания массовой аудиторией изменений, происходящих в жизни современного общества, без активного участия людей и их поддержки, ни один режим и ни один субъект не сможет достичь максимально возможных положительных результатов и реализовать наиболее полно даже самые великие замыслы.
Список литературы.
1.Жильцов Е.Н, Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг. М., 2007.
2.Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997.
3.Науменко Т.В. Методологический анализ проблемы экономического сознания//Экономика и управление: проблемы,решения. 2013, №11.
[1] См.:Науменко Т.В. Массовая аудитория и методы ее воздействия на аудиторию/ Философия и общество, 2004, №1 (34), с. 100-108.
[2] См.:Науменко Т.В. Массовая коммуникация как социальный процесс (философско-методологический анализ проблемы). Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Московский государственный универсистет им. М.В.Ломоносова, 2004.