Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2016
Науменко Олег Александрович
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
кандидат философских наук, Ташкент, Узбекистан
Naumenko Oleg Aleksandrovich
The Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan PhD
Tashkent, Uzbekistan
E-mail – naumenko06@mail.ru
УДК 1.316
Поэтическое отражение философских и научных идей во взглядах русских, центральноазиатских и западноевропейских мыслителей как одна из форм передачи основ философии детям
Аннотация. В статье рассматривается одна из форм передачи философских и научных идей – поэтическая. Философия может быть воспринята детьми для формирования мировоззрения, начиная с формирования самосознания. По нашему мнению, поэтическая форма отражения этих идей выдающимися мыслителями поможет детям стать ближе к философскому мировоззрению.
Ключевые слова: философия, поэзия, искусство, наука, философское мировоззрение, формирование мировоззрения у детей.
Poetic reflection of the philosophical and scientific ideas in the views of Russian, Central Asian and Western European thinkers as a form of transfer of the foundations of philosophy to children
In this article one of forms of transfer of philosophical and scientific ideas – poetic is considered. The philosophy should be accessible to children as formation of world outlook begins with the childhood. In our opinion, the poetic form of reflection of these ideas outstanding thinkers will allow children to come nearer to philosophy.
Keywords: philosophy, poetry, art, science, philosophical world outlook, formation of children’s world outlook.
Поэтическое отражение философских и научных идей во взглядах русских, центральноазиатских и западноевропейских мыслителей как одна из форм передачи основ философии детям
Существует много споров о том, жива ли философия, или это мёртвая наука. В данной статье содержится неопровержимое доказательство молодости философии и необходимости изучения предмета философии не только в высших учебных заведениях, но также и в школах, правда с учётом изменившихся стандартов образования и возросших потребностей слушателей и возрастного контингента. Передача некоторых философских аспектов через поэтическую форму это не новшество. Большинство восточных мыслителей проводили свои философские и научные измышления с помощью поэзии. А римский философ и поэт Тит Лукреций Кар говорил, что философия для непосвящённого сродни горькому лекарству для младенца, но необходимому для его жизни. Поэзия же обволакивает философию, как мёд горькое лекарство. Философия должна быть доступна детям, так как именно с детства начинается формирование мировоззрения.
Вот что по поводу соотношения поэзии и науки писал В.Г.Белинский: «Поэзия и наука тождественны, если под наукой должно разуметь не только одни схемы знания, но сознание кроющейся в них мысли. Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом “разум”» [11,69].
Также интересны размышления советского физика С.И.Вавилова: «И в наше время рядом с наукой… продолжает бытовать мир представлений ребёнка и первобытного человека и намеренно или не намеренно подражающий им мир поэтов. В этот мир стоит иногда заглянуть как в один из важных истоков научных гипотез. Он удивителен и сказочен; в этом мире между явлениями природы смело перекидываются мосты-связи, о которых иной раз наука ещё не подозревает. В отдельных случаях эти связи угадываются верно, иногда в корне ошибочны и просто нелепы. Но всегда они заслуживают внимания, так как эти ошибки нередко помогают понять истину» [11,75].
Поэзия является одним из видов искусства. Российский советский психолог и учёный Лев Выготский писал: «Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов в обществе… способ уравновешивания человека c миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [11,130].
Некоторые считают, что между философией и наукой мало общего, но, вдумываясь в слова В.И.Вернадского можно прийти к выводу о тесной их взаимосвязи. Он писал: «Аппарат научного мышления груб и несовершенен; он улучшается, главным образом, путём философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки» [12,27].
Возрождение философских традиций просто необходимо, ведь философия является крупнейшим носителем духовности человечества. Во многих странах мира сегодня проблема духовного обнищания стоит очень остро. Поэтому важно заинтересовать людей, особенно подрастающее поколение, понятиями и теориями различных философских доктрин. Использование при этом поэтической формы отражения даст возможность приобщиться не только к миру философии и науки, но и к миру поэзии.
Поэзия – один из самых проникновенных методов художественно-образного мышления, который очень часто использовался для передачи философских и научных воззрений, чувственно воспринимаемого мира многими философами. Всем известна уникальная восточная поэзия, но не менее интересна и удивительна философская поэзия русских мыслителей, а также проза и поэзия западноевропейских учёных и философов. Можно провести параллель между тремя этими видами философской поэзии.
М.В. Ломоносов – великий русский учёный-естествоиспытатель, поэт и философ так передаёт бесконечность Вселенной:
«Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.» [4,108-109]
А вот что пишет Михаил Васильевич в «Вечернем рассуждении о божием величестве при случае великого северного сияния» [4]:
«Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я в сей бездне углублён
Теряюсь, мысльми утомлён!»
Великий украинский поэт и мыслитель Г.С. Сковорода писал о человеке и универсалиях человеческого бытования, призывал к поискам человеческого счастья:
«Ах ты тоска проклята! О докучлива печаль!
Грызёшь мене измлада, как моль платья, как ржа сталь.
Ах ты, скука, ах ты, мука, люта мука!
Где ли пойду, всё с тобою везде всякий час.
Ты как рыба с водою, всегда возле нас.
Ах ты, скука, ах ты, мука, люта мука!» [5,63]
Интересны мысли Сковороды о самопознании:
«Глянь, пожалуй, внутрь тебе: сыщешь друга внутрь себе,
Сыщешь там вторую волю,
Сыщешь в злой блаженну долю:
В тюрме твоей там свет, в грязи твоей там цвет.» [5,177]
Отличительно отношение Г.С. Сковороды к смерти:
«Смерте страшна, замашная косо!
Ты не щадишь и царских волосов,
Ты не глядишь, где мужик, а где царь, —
Всех жереш так, как солому пожар.
Кто ж на ея плюёт острую сталь?
Тот, чия совесть, как чистый хрусталь…» [5,65]
Также интересны стихи Григория Саввича о богатстве и бедности:
«Возлети на небеса, хоть в версальские леса,
Вздень одежду золотую,
Вздень и шапку хоть царскую,
Когда ты невесёл, то всё ты нищ и гол…
Завоюй земной весь шар, будь народам многим царь,
Что тебе то помогает,
Аще внутрь душа рыдает?
Когда ты невесёл, то всё ты подл и гол…» [5]
Великий русский философ В.С. Соловьёв так пишет о бесконечности мира и познания:
«Милый друг, иль ты не знаешь, Милый друг, иль ты не слышишь,
Что всё видимое нами – Что житейский шум трескучий —
Только призрак, только тени Только отзвук искажённый
От незримого очами? Торжествующих Созвучий?» [7]
Знаменитый русский мыслитель Н.П.Огарёв отрицал агностицизм (непознаваемость мира) и утверждал, что нет и не может быть каких-либо непознаваемых вещей:
«И человеку есть призванье;
Всё, всё, что только есть,
Всё в область ясную сознанья
Из жизни внешней перенесть.» [3,399]
Проникновенны слова Ф. Тютчева о природе:
«Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…» [9,28]
Русский поэт «серебряного века» С.А. Есенин уникален своим чувством мира, биения пульса жизни:
«До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.» [10,164]
Своеобразна философская поэзия Востока. Она впитывает в себя и религиозные, и философские, и научные и другие аспекты. Фараби считал: «Тому, кто говорит от имени науки о мудрости, следует быть молодым человеком со свободным умом, не заботящемся о мирской жизни, с правильным характером, любящим науку так, что он не должен предпочитать мирские дела науке, быть правдивым, искренним, честным, воспитанным, заниматься физической работой, религиозной деятельностью, выполняя её требования…» [1,505]. Восточная поэзия характеризуется тонкостью, сочетанием лирики, философии и свободомыслия.
Вот как Абу-Али ибн Сино выразил свою гносеологическую концепцию:
«От преисподней до колец Сатурна
Все тайны мира я постиг недурно,
Лишь одного узла не смог я развязать,
И этот узел траурная урна.» [2,237]
«Познало сердце и добро и зло.
Мирьяды солнц в себе оно несло.
Но к совершенству ни на волосок!
Весь мир изведав к цели не пришло.» [там же]
На весь мир известны рубаи Омар Хайяма – великого мыслителя, учёного, поэта. Нередко констатируя бессмысленность человеческого существования, он выявляет и скептические элементы своего мировоззрения:
«Много лет размышлял я над жизнью земной,
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
Вот последняя правда, открытая мной.» [8,786-787]
Вот взгляд Хайяма на модель бытия:
«В мире временном, сущность которого – тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен,
Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.» [там же]
А таким образом Омар Хайям выражает жёсткую детерминированность мироздания:
«Жизнь – пустыня, по ней мы бредём нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон.
Ты для каждого шага находишь причину,
Между тем он давно в небесах предрешён.» [там же]
И, наконец, интересны мысли великого учёного и поэта о познании верой и разумом:
«Те, кто верует слепо, — пути не найдут.
Тех, кто мыслит, сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
«О невежды! Дорога не там и не тут!»
«Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мёртвым узлом.» [там же]
Поэзия проходит через творчество практически всех философов-суфиев. Центральным понятием здесь выступает идентификация человека с Богом:
«Мой дух – всеобщий дух и красота
Моей души в любую вещь влита…
Разрушил дом и выскользнул из стен,
Чтоб получить вселенную взамен.
В моей груди, внутри меня живёт
Вся глубина и весь небесный свод.»
(Омар ибн ал-Фарид) [8,690-691]
Джелал ад-Дин Руми подчёркивает смысл «суфийского молчания»:
«Ты говоришь:”Как странно суфий молчит!”
Он отвечает:”Как странно, что у тебя нет ушей”.» [там же]
В суфийской литературе прослеживаются сложные аллегорические эротические и хмельные мотивы, теснейшим образом переплетённые между собой:
«Мне сказали, что пьют только грешники. Нет!
Грешник тот, кто не пьёт этот льющийся свет…
Вот вино. Пей его! Если хочешь смешай
С поцелуем любви, пусть течёт через край!..
Трезвый вовсе не жил – смысл вселенной протёк
Мимо губ у того, кто напиться не смог.»
(Ибн ал-Араби) [там же]
Поэзия великого Алишера Навои затрагивает все аспекты человеческой жизни, познания человеком мира. Он воспевает человеческие добродетели, ремёсла и порицает пороки:
«Искусный врач промолвит слово – болезнь прогонит навсегда,
А хмурый лекарь только глянет – настанет для души беда.» [6,426]
«Кто ремеслом избрал себе крестьянство,
О том, как людям хлеб дать, он мечтает,
Веленьем бога вознесён крестьянин
В себе он человечность воплощает.» [6]
«На этот мир земной чем больше я гляжу, —
Тем более моё сознание темно!
Хотел небесных тел природу я постичь, —
Не тайно для меня отныне ни одно.
Приход мой в мир земной; уход мой в мир иной –
Вот этого понять, увы, не суждено.
Ни мудрость книжная, ни вера в благодать
Загадку разгадать не могут всё равно…» [6,435]
Одним из самых популярных мыслителей, оказавших большое влияние на развитие литературы и общественной мысли Средней Азии XVIII – XIX и начала XX веков является Мирза Абдукадыр Бедиль. Замечательны его слова: «Знание – жемчужина человечества». Своеобразны его взгляды на науку, познание, пороки и достоинства человека:
«Наука породила философию,
Философия раскрыла тайны науки.
Моя цель не наука и философия.
Я хотел показать и выразить свою мысль.
Будь ты учёным или философом,
Я для изучения сдаюсь тебе.» [6,507]
«О ты, достойный проникновения в истину,
Есть у меня речь (к тебе): постигни без сомнений
И избавься от наваждения пустословия.
Нет семян вне плода, нет плода вне дерева,
Хотя здесь (в этом мире) всякий росток совершенства
Достигает из семени.
Мир – это дерево, человек – его плод, истина – семя.
Долго ли ты будешь считать плодом листья и ветви?
Протри глаза.»
«До тех пор, пока нет другого перед взором,
Ни у кого не могут возникнуть представления.» [6]
«Кто помогает пострадавшим,
Его звезда никогда не померкнет;
Там, где имеется дворец счастья,
Его лестница – защита для слабых.» [6]
«Кто не постиг в совершенстве какое-нибудь ремесло, —
Не жалуйся тот Аллаху, что в жизни ему “не везло”.
Деспоты! Тленны ваши дела,
Слава бессмертия вам не дала:
Огонь взвивается ввысь, но гаснет
И выгорает дотла.» [6,512]
Трудно переоценить вклад просветителей-джадидов в общественно-философскую и научную мысль Средней Азии.
Мукими:
«Пусть тюльпан не увядает, не страдает никогда!
Пусть струна во время пира не смолкает никогда!
Пусть никто своей святыни не теряет никогда!
Пусть никто о днях счастливых не вздыхает никогда! [6,546]
А так пишет о науке Фуркат:
«Достигнешь цели ты, наукой овладев, —
Осуществишь мечты, наукой овладев.
Осведомлённым стань во всех науках, друг,
И каждая из них понадобится вдруг.» [6,557]
«Науку ценит высоко народ,
Неудержим высокой мысли взлёт.
С наукой кто знакомство заведёт,
Познает уваженье и почёт.
Что б ты не делал, знай: всегда, везде
Наука – облегчение в труде.
Наука свет – ей должное воздам –
Сердца облагораживает нам.» [6,558]
Великолепны слова Убайдулла Завки о свободе:
«…Свобода кровью рождена, сияньем гонит мрак.
Свободы блеск, украсив мир, целителен и благ.
Свободы слушай трубный зов и город и кишлак!
Свобода нас вперёд ведёт, свобода наш вожак.
Труду, чья доля мук полна, пора открыть глаза…» [6,578]
Как призыв звучат бессмертные слова Хамзы:
«…О юноша! Коль хочешь ты на свете
И уважаемым и знатным быть –
Учись всю жизнь. Сил не бросай на ветер,
Учись, мой друг, товарищ мой, учись!..» [6,587]
Русская и восточная поэзия уникальна и неоднозначна. Своеобразный колорит придаёт стихотворениям невообразимое звучание, которое захватывает любого читателя. Но не меньший интерес представляют и взгляды западных мыслителей различных эпох на различные проблемы. Особое внимание, на мой взгляд, следует уделять изучению природы, но не с целью её преступного использования, а с целью обнаружения тонкого баланса между человечеством и окружающим миром.
Величайший мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи писал: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» [13,7].
Великий немецкий поэт и философ И. Гёте писал: «Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей…. Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность» [13,6].
Великий английский классик Уильям Шекспир так отразил своё видение сущности природы: «Земля, природы мать, — её же и могила: что породила, то и схоронила» [13,8].
Английский поэт и философ Дж. Китс писал: «В свой час своя поэзия в природе» [13,7].
Американский философ и поэт XIX в. Ралф Уолдо Эмерсон так выражает свои мысли о природе: «Существующий мир – не фантазия. Нельзя безнаказанно относиться к нему как к фантазии. Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» [13,8].
А вот что писал о природе немецкий философ Фридрих Энгельс: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» [13,8].
Подводя итог, можно сказать, что философская и научная мысль не имеют границ. Поэтическое и художественное отображение некоторых научных и философских проблем позволит расширить категориальный аппарат путей их решения. Также важным выводом является тот факт, что преподавание философии станет намного доступным, наиболее интересным и практически применимым, если внедрять форму поэтического отражения философских и научных проблем не только в высших учебных заведениях, но и в школах, лицеях, колледжах.
Литература