Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2015
Махбуба Хатамбековна Эргашева,
Самаркандский Государственный университет
Самарканд, Узбекистан
старший научный сотрудник,
Mahbuba Khatambekovna Ergasheva,
Samarqand State University
Samarqand, Uzbekistan
Senior researcher
УДК 1:316
Синергетический подход к некоторым идеям в Авесте
Аннотация: В данной статье анализируются некоторые идеи, рассматриваемые в священной книге религиозно-философского учения Зороастризма – Авесте с позиций синергетического подхода.
Ключевые слова и фразы: Зороастризм, Авеста, добро и зло, природа и человек, синергетический подход, диалектика, Республика Узбекистан.
Synergetic approach to the several ideas in the Avesto
Resume. In this article some of the ideas considered in the holy book of the religious and philosophical teaching of the Zoroastrianism the Avesto from the standpoint of the synergetic approach are analyzed.
Keywords and phrases: Zoroastrianism, the Avesto, good and evil, nature and man, synergistic approach, dialectics, the Republic of Uzbekistan.
Синергетический подход к некоторым идеям в Авесте
Сегодня в большинстве бывших советских республик происходит восстановление забытых и утраченных традиций и обычаев, возрождаются национальные духовные ценности, предпринимаются шаги для восстановления исторической справедливости, нарушенной более чем семидесятилетним господством тоталитарной системы. В центральноазиатских республиках и в частности в Республике Узбекистан эти процессы проходят достаточно эффективно. Большая часть населения нашей страны исповедует Ислам, однако большое значение в государстве уделяется возрождению древних обычаев и традиций – как носителей духовности народа. В первую очередь это делается для подрастающего поколения, которое должно быть гармонически всесторонне развитым, а самое главное, знающим историю своей страны, своего родного края, своих предков. Ведь память – это жизнь народа. Жива память – жив и народ с присущими только ему особенностями. Уничтожена память – и человек превращается в манкурта.
В Узбекистане большое внимание уделяется восстановлению утраченных религиозных традиций и верований, которые веками существовали на этой земле. В доисламский период на территории Центральной Азии были распространены различные культы и верования, а также религии, в числе которых Зороастризм.
Зороастризм – одна из древнейших религий на земле, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии – отсюда другое название зороастризма — парсизм) приблизительно в 9-6 веках до н.э. и представляющая собой маздеизм (или религию магов), реформированный пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), историчность которого не подвергается сомнению. Заратуштра родился в древнем Хорезме, в семье Спитамы (род Заратуштры). Имя Заратуштра переводится примерно, как «имеющий старого верблюда». Время жизни пророка остаётся предметом споров и относится к промежутку между 850 – 590 гг. до н.э. Заратуштре приписывается авторство Гат – самой древней части священной книги Зороастризма и маздеизма – Авесты, или Зенд-Авесты (букв. – текст с комментариями). Авеста – один из наиболее древних источников по истории народов Средней Азии 1-го тыс. до н.э. и позднее. Первоначально Авеста состояла из 21 книги, в которых были записаны мифологические и религиозно-культовые представления восточных иранцев. Наиболее древние части Авесты, по предположению профессора А.А.Фреймана, — «яшты» — относятся к 1-й половине 1-го тыс. до н.э. В течение веков в Авесту включались всё новые тексты, и подвергались изменению старые. Как священная книга для всех иранцев, как своеобразная библия религии Заратуштры, Авеста была канонизирована лишь в первые века нашей эры. Таким образом, не все части и тексты Авесты одинаково древни. Авеста является ценным источником по изучению древней культуры, содержащим религиозно-философские представления не только иранцев, но большинства народов Средней Азии, Афганистана, Азербайджана. К сожалению, из 21 книги дошла целиком до нашего времени лишь одна – «Вендидат» («Видэвдат»), то есть «Закон против дэвов», и отдельные части из других книг. Всего же сохранилось пять книг Авесты, четыре из которых в отдельных частях. Первая из них – «Ясна», являясь самой важной частью этого произведения, содержит религиозно-познавательные гимны, называемыми гатами (приписываются Заратуштре). Она состоит из 72-х глав, именуемых «Ха» или «Хат». Вторая книга – «Висперд» — является сборником религиозных обрядов, дополняющим содержание Ясны. Она включает в себя 24 главы или «Карде» (действия). Третья книга – уже упоминавшаяся «Вендидат» — главная тема которой посвящена религиозно-юридическим законам. Она состоит из 22-х глав, которые называют «фаргердами». Четвёртая книга – Яшты – состоит из 21 главы. В Яштах восхваляется единобожие и ангелы доброты. Яшты отражают процесс соединения учения Заратуштры, развитого его последователями, с чуждыми проповедям этого реформатора верованиями и старыми племенными обрядами народностей Средней Азии. Пятая книга – Хорде Авесто, или Малая Авеста – составлена для определения обрядов и соблюдения времени каждодневной молитвы, священных дней года и религиозных праздников.
Гаты, наиболее древняя часть Авесты, датируются примерно 9-6 вв. до н.э., и по мнению большинства современных исследователей создавались на территории нынешнего Узбекистана, в Хорезме.
Как уже видно, и как будет показано ниже, Авеста, помимо религиозных учений, охватывает вопросы философии и политики, морали и быта, литературы и различных наук: биологии, астрономии, географии, истории и др.
Основная идея зороастризма – зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала Вселенной является Ахурамазда (или Ормузд), отрицательного – Анхра-Майнью (или А(х)риман). Оба они сыновья «Бесконечного времени» — бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мировой справедливости. «Я хочу говорить о двух духовных субстанциях, которые существовали вначале, — сказано в Авесте, — О том, что священная субстанция сказала Ариману, нечистой субстанции, что наша мысль, наше учение, наше намерение, наше убеждение, наша речь, наше деяние, наше существо и наш дух совершенно противостоят друг другу» (Авеста, ч.3 («Ясна»), гл.45, стр.2) [5].
Зороастризм единственная религия в мире, которая не насаждалась народам войнами, а развивалась естественным путём. По сути своей эта религия была принята сначала пастухами, которые неделями жили вне дома, в открытых просторах, где у костра или же просто у водоёма танцевали, пели песни, радовались жизни и, конечно же, молились. Зороастризм запрещал любого рода уныния, зороастриец, сотворённый Всевышним должен радоваться каждой секунде своего бытия, причём танцы и смех давали магическую силу, защищающую от злого духа и всевозможных «дэвов».
В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты; она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния. По одному из текстов «Малой (Младшей) Авесты», «ни один из тех, кто не ест, не способен ни к усердному занятию земледелием, ни к усердному занятию произведения сыновей. Ведь посредством еды живёт весь телесный мир, от воздержания он теряет жизнь» [5].
Учение Заратуштры вменяло в священную обязанность своим последователям занятие земледелием, расценивая его как подвиг благочестия. В третьей главе книги «Вендидат» содержится призыв к переходу на оседлость – к оседлому скотоводству и, самое главное, к земледельческому хозяйству, а также говорится: «…Тот, кто обрабатывает землю… левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот воздаёт земле прибыль. Это подобно тому, как любящий муж дарует сына или другое благо своей возлюбленной жене, покоящейся на мягком ложе… Так говорит (ему) земля: ”О ты, человек, который обрабатываешь меня левой рукой и правой, правой рукой и левой… поистине буду я рожать без устали, производя всякое пропитание и обильный урожай… Кто сеет хлеб, тот сеет праведность”» (стихи 25-26, 31) [5].
Земледелие – непременное условие успешной борьбы сил добра с силами зла, сил света с силами тьмы. «Когда готовят хлеб (для обмолота), дэвы начинают волноваться, когда подготавливают мельницу (для помола зерна), дэвы теряют терпение, когда муку подготавливают (для квашни), то дэвы ревут (от ужаса), когда хлеб пекут, убегают они прочь» (Вендидат, гл.3, стих 2) [5].
Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путём к бессмертию. В храмах зороастризма горит вечный огонь.
Вообще для обрядовой практики зороастризма характерно почитание четырёх элементов Вселенной – воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах «Башни молчания» («Башни безмолвия») – дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из «чистых» стихий «нечистый» труп не приходит в соприкосновение.
Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы, — в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически посмертная участь человека жёстко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы и т.д., особенно – на Новый год (Навруз).
Эсхатология зороастризма утверждает, что мировая история длится 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет – «золотой век» Ахурамазды, вслед за которым начались 3 тыс. лет господства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. Дева родит грядущего спасителя и будет судный день. Зороастризм обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам.
Праведный образ жизни признавался главным долгом человека перед добрым началом, как и основным средством в достижении индивидуального спасения в будущей жизни. Жертвоприношениям, молитвам и т.п. в раннем зороастризме отводилась меньшая роль. Возделывающий хлеб наносит ущерб злому началу и продвигает вперёд дело Мазды, а следовательно приближает победу добра в такой же мере, как приносящий 10000 молитв Ясны (см. выше). Заратуштра отвергал ряд древних иранских обрядов, включая массовые жертвоприношения скота, что находилось в связи и с социальным содержанием учения пророка (позднее такие жертвоприношения вновь стали обычной практикой, в частности, при Сасанидах, а также в некоторых общинах парсов, у которых затем были заменены возлиянием масла). Основным в ритуале остался культ огня, издревле чтимого ариями, но в зороастризме выступающего, прежде всего как воплощение или символ мировой справедливости, «Правды» — Арты (тесно ассоциировавшейся с Ахурамаздой).
В Авесте содержатся ценные сведения об общественном устройстве. В этой книге постоянно упоминаются представители отдельных социальных групп – жрецы, воины (ратайшта, т.е. «ездящие на колесницах») и земледельцы. В одном месте упоминается также четвёртая группа – ремесленники, — стоящая ниже трёх остальных. В Авесте неоднократно говорится о владельцах «многочисленных стад», и можно предположить, что такие скотоводы пользовались рабами как рабочей силой. По-видимому, рабство в тот период носило преимущественно патриархальный характер.
Также в священной книге зороастризма сохранились сведения об административном и территориальном делениях, связанных ещё с родоплеменной организацией. Основой общества были сельские общины (вис), которые совместно владели землями, окружавшими селения. Несколько родов составляли племя – занту. Наиболее крупным объединением был союз племён – дахью. Как известно из Авесты, союзы племён каждой области подчинялись власти кави, то есть вождя (царя), который в то же время считался верховным жрецом. Рядом с ним существовал совет из «лучших людей». Цари Согда и Бактрии, как указывается в том же источнике, и были первоначальными вождями подобных территориально-племенных объединений. Таким образом, предположительно, мы имеем здесь дело с развитым строем военной демократии, в рамках которого возникли рабовладельческие отношения.
Авеста вобрала в себя множество древних преданий и мифов (в частности, сказания об извечной борьбе света против мрака, огня против дракона Ажи-Дахака (в таджикском фольклоре «Аждахо», у Фирдоуси «Заххок»), о подвигах героев Рустама, Барзу, Исфандиёра, Сиёвахша или Сиёвуша (последний слился с образом умирающей и воскресающей природы)). Вот, к примеру, один отрывок из Авесты, интересный также и тем, что в нём сочетается прозаическая форма с мерной речью, древним прообразом стиха.
«Вивангвант был первым человеком. То благо постигло его, та прибыль дошла до него, что у него родился сын Йима, могучий, богатый стадами, светлейший между рождёнными, солнцеподобный между людьми, ибо он сделал в своё царствование бессмертными животных и людей, не засыхающими воды и растения, так что всякая тварь вкушала неувядаемую пищу. В царстве быстрого Йима могучего не было
ни мороза и ни зноя,
и ни старости, ни смерти,
и ни зависти, что дэвами дана.
Словно пятнадцатилетние отроки, казались юными тот и другой, как отец, так и сын, доколе царствовал Йима, богатый стадами, сын Вивангванта… Атвий был вторым человеком… То благо постигло его, та прибыль дошла до него, что у него родился сын…
Он убил Ажи-Дахака,
Что имел три страшных пасти,
Трёхголовый, шестиглазый,
Тысячесильный дэвов Друдж,
злое, опасное творение, которое, пресильного Друджа, произвёл Анхра-Майнью во вред телесному миру на гибель существ праведных» (Авеста, книга «Ясна», гл.IX) [5].
Также в Авесте в книге Вендидат (гл. II) есть упоминание о потопе во времена Йима, схожее с библейским и с упоминанием о потопе в эпосе о Гильгамеше [5].
В одном из песнопений Авесты («Михряшт», стих 14) даётся красочная характеристика Средней Азии древнего периода как страны, «где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, дающие скоту обильный корм, где глубокие озёра с обширной водной гладью, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные волны к Иската и Поуру, к Харева, Моуру, Гау (Согда) и Хваризао» [5]. Именно на этой земле родился Заратуштра. Он вырос в доме священнослужителя, знал наизусть священные и богослужебные тексты язычества, и стал преобразователем старой религии. Пророк Заратуштра и не помышлял о том, что его проповеди будут записаны, древние народы письмо считали изобретением злого Анхра-Майнью, противником Ормузда и врагом всего благого в мире. Но главным в своём образовании Заратуштра считал общение с местными мистиками, людьми, пользующимися большим авторитетом среди народа, но часто гонимыми официальными духовниками за отступничество от веры и вольнодумие.
Мистики древнего города страны Хорезм многому научили Заратуштру, в особенности умению успокаивать ум и оставаться в полном отречении от мирской жизни.
Люди считали странным Заратуштру, он часто шептался с животными и растениями, мог успокоить разъярённого быка, самые злые собаки городов и селений, где останавливался Заратуштра, по неизвестным причинам даже не лаяли на него, а, напротив, виляли хвостом при его появлении.
Заратуштра знал свойства лечебных трав, и люди благодарны были ему за помощь. Известность врачевателя он получил ещё в юности, причём знания Заратуштра получал откуда-то извне, только сам понимая, что определённый образ жизни и (изменённое) правильное восприятие сего мира позволяет ему получать необходимую информацию от высшего разума.
«Осознанность» в понимании Заратуштры – это определённое состояние сознания. Такого состояния сознания Заратуштра достиг к 30 годам, планомерно идя к этому, однако он считал, что полного просветления не достиг и над этим придётся потрудиться, чем он и занимался, собирая необходимую силу для получения откровений от верховного божества.
Долгие годы странствий в поисках истины и необходимой силы вели Заратуштру на восток. Он ждал и верил – должно быть откровение свыше. Или же знак к пониманию того, что он ждёт и надеется услышать.
Заратуштра много размышлял по поводу своих новых видений каких-то существ, их он называл «дэвы». Мысль о том, что этих «дэвов» воспринимают уже несколько веков как богов и приносят в жертву им огромное количество скота, не давала покоя Заратуштре. Он пытался контактировать с ними, но ни вреда, ни пользы со стороны этих «дэвов» он не чувствовал. Заратуштра понимал, что это, бесспорно, определённая сила, но воспринимать эту силу как бога казалось абсурдом.
С первых авестийских яштов «дэвов» Заратуштра преподносит как злых демонов зороастрийской религии, но не как возможных божеств.
Вывод был таков, что создатель языческого религиозного учения, действующего на том этапе, достиг уровня просветления до видения существ, названных Заратуштрой «дэвами», а дальнейшего изучения и продвижения к следующему уровню не состоялось.
В 30 лет Заратуштра впервые получил долгожданное откровение от всевышнего и провозгласил веру в Ахурамазду.
Заратуштра не был политическим борцом, и на своей земле так и не был принят как пророк. Только после многолетних скитаний он нашёл прибежище при дворе Кави-Виштаспы, восточноиранского царя. Жена Виштаспы, царица Хутаоса, родственники царя и придворные стали первыми, кто принял новую веру.
В возрасте 77 лет, когда Заратуштра стоял на молитве, он был заколот кинжалом в спину враждебным жрецом-чародеем Тур-и-Брадарвахша, противником новой веры.
На протяжении своей трёхтысячелетней истории зороастризм претерпевал серьёзные изменения, отражавшиеся и в его доктринах, и на обрядовой практике. Поначалу зороастризм не знал ни храмов, ни каких-либо вообще культовых сооружений. Молились под открытым небом, на вершинах холмов и гор, перед огнём домашнего очага, на берегу рек и водоёмов. Став официальной религией громадных государственных образований, парфянских царей Аршакидов, могущественной империи Сасанидов, зороастризм обзавёлся и грандиозными храмами с великолепными статуями и многочисленным духовенством. В период правления Сасанидов был создан пехлевийский алфавит, и этой письменностью были записаны священные тексты зороастризма – Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определённую часть её можно приписывать самому Заратуштре – Гаты. Гаты – единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нём сведения являются легендарными.
Тысячелетняя культура Востока оказала большое и разностороннее влияние на развитие культуры в Греции и других странах Запада.
Среднеазиатские религиозные культы оказали сильное влияние на религиозные воззрения греков и римлян, а затем и на развитие христианства. Влияние древнего Востока отразилось и на греческой философии, литературе, искусстве и т.д.
Идейные концепции зороастризма повлияли в своё время на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, маздакизма, движения хуррамитов, христианских ересей павликиан и катаров.
Пророк Заратуштра стал одним из центральных персонажей музыкальных произведений И.Штрауса, философии Ф.Ницше (произведение «Так говорил Заратустра»), великий восточный поэт, учёный и мыслитель посвятил священному празднику зороастрийцев своё произведение «Навруз-наме» и т.д.
После завоевания Ирана и Средней Азии в 7-8 вв. арабами зороастризм был почти повсеместно вытеснен исламом. Последователи зороастризма, не пожелавшие принимать мусульманство, подвергались порою жесточайшим преследованиям и вынуждены были бежать в Индию, где их потомки – парсы исповедуют зороастрийскую религию до сих пор. Прежние дуалистические идеи сохранились, но также развились представления о едином всемогущем Боге.
Некоторые обряды и традиции зороастрийцев (например, большие общие дома; «дома огня» (алоухона) – места сборов мужского населения кишлака у очага, во время которых проводилось коллективное угощение; празднование Нового года – Навруз (21 марта) с приготовлением кушанья – сумалак – из проращенной пшеницы – символа жизни и начала сева и др.) сохранились во многих восточных странах, а также в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Индии и др. [6].
В 2001 году в Узбекистане, на земле Заратуштры – в Хорезме под эгидой правительства Республики и ЮНЕСКО, проводились мероприятия, посвящённые 2700-летию Авесты. Этот факт доказывает, что историческая память в жизни нашего народа занимает очень важное место, что позволяет говорить о всё возрастающем уровне духовности граждан многонационального Узбекистана.
В книге «Ясна», в главе XIV говорится:
«Я прославляю добрую мысль, доброе слово, доброе дело…» [5].
Если бы все люди стремились к исполнению этой заповеди, может быть, мир был совсем другим.
Литература