Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2015

Андрей Покида, Наталья Зыбуновская
Историческая память россиян о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Покида Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС)

кандидат социологических наук,директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук

PokidaAndrei Nikolaevich

The Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration (RANEPA)

Cand. Sci. (Soc.), Directorof the Center for Socio-Political monitoring,

School of Public Policy

E-Mail:pokida@rambler.ru

Зыбуновская Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС)

научный сотрудник Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук

Zybunovskaya Natalia Vladimirovna

The Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration (RANEPA)

Research associate of the Center for Socio-Political monitoring,

School of Public Policy

E-Mail:nzyb@mail.ru

УДК –316

 

Историческая память россиян о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

Аннотация: Статья основана на результатах социологического мониторинга, посвященного изучению эволюции исторической памяти россиян о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.Рассматриваются знания и представления респондентов о Великой Отечественной войне, отношение к событиям войны, реликвиям военных лет, мнения о факторах победы и проблемах, связанных с искажениями истории.

Ключевые слова:Великая Отечественная война, историческая память, массовый патриотизм и героизм, реликвии военных лет, факторы победы, фальсификация исторических фактов.

 

The historical memory of Russians about the Great Patriotic War of 1941-1945

Summary:This article is based on the results of sociological monitoring, devoted to the study of the evolution of Russian historical memory of the Great Patriotic War of 1941-1945.The article considers theknowledge and representations of the respondents about the Great Patriotic War, people’s attitude to the events of the war,to the relics of the war years, the views on the factors of victory and the problems associated with the distortion of history.

Keywords: Great Patriotic War, historical memory, mass patriotism and heroism, relics of the war years, the factors of victory, falsification of historical facts.

 

 

 

 

Историческая память россиян о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

В настоящее время среди широкой общественности и в научной среде отмечается повышенный интерес к проблеме исторической памяти, ее современного состояния. Особенно часто данная тема актуализируется в связи с событием знаменательным для России и всего мира – Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.

На протяжении более 10 лет Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС (до 2012 г. Социологический центр РАГС) на регулярной основе проводит исследования, посвященные изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Социологические замеры были проведены в 2004, 2010 и 2015 гг., соответственно, к 60-летию, 65-летию и 70-летию Великой Победы.

Социологический опрос накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне проведенс 18 по 24 марта2015 г.

 

Опрошены 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 30 субъектах Российской Федерации[1] по выборке, репрезентирующей территориальное размещение российского населения, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей. Опрос проводился методом личного интервью («facetoface») по месту жительства респондентов. Данные опроса представлены в сравнении с результатами исследований, проведенных Центром ранее по сопоставимой методике.

Задачи исследования 2015 г. предполагали выявление изменений в массовом сознании российского общества, изучение того, каким образом повлияли процессы, протекающие в стране за последние 10лет, на историческую память населения, на отношение россиян к событиям Великой Отечественной войны.

Результаты социологическогомониторинга показывают, что Победа в войне 1941-1945гг.является самым значимым событием в истории нашего Отечества и неизменно занимает первое место среди достижений страны, которыми гордятся россияне.

При воспоминании о событиях Великой Отечественной войны чувство гордости у большинства опрошенных связываетсяс массовым патриотизмом и героизмом на фронтах (86,3%), подвигом тружеников тыла (62,9%), (Рисунок 1).Примечательно, что по данному вопросу не наблюдается каких-либо резких отличий в оценках молодежи и старшего поколения, то есть события войны молодое поколение воспринимает по аналогии со старшим. Так, позитивное отношение к подвигу тружеников тыла наблюдается у представителей разных возрастных групп. Чуть больше эта гордость свойственна людям старше 60 лет (63,9% опрошенных), немного меньше – респондентам 18-24 лет (57,8%).

Рисунок 1 — Доминанты гордости россиян в истории Великой Отечественной войны (в %)

 

Несмотря на то, что победа в войне была одержана усилиями всего советского народа, не следует забывать заслуги военачальников и полководцев. Армия, как бы не была хорошо она вооружена, многочисленна или мотивирована, не может победить без умелой организации военного процесса. По данным социологического мониторинга, военное искусство полководцев вызывает гордость практически у половины респондентов. За последнее десятилетие этот вариант ответа существенно актуализировался.

Доказательством значимости заслуг военачальников для россиян служат данные оконкретных исторических личностях времен Великой Отечественной войны. Так, например, по результатам опросов за разные годы, посвященных изучению исторической памяти, респонденты высоко оценивают роль маршала Советского Союза Г. Жукова в судьбе России: положительные оценки находятся на уровне 80%.

Приведенные выше оценки массового патриотизма и героизма на фронте и в тылу, военного искусства полководцев коррелируют с ответами на следующий вопрос об основных факторах, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом (Рисунок 2).

В целом, данные опроса демонстрируют, что для разных поколений россиян, представителей различных социальных слоев роль тружеников тыла и подвиг фронтовиков являются доминирующими обстоятельствами, вызывающими чувства гордости, что говорит об устойчивости и преемственности исторических представлений о Великой Отечественной войне.

Рисунок 2 — Факторы, определяющие достижение победы

над фашизмом (в %)

 

Следует отметить существенный рост идеологической составляющей как значимой в победе над фашизмом. Так, 39,4% опрошенных указали «советское воспитание», что говорит о наметившейся тенденции преобладания уважительного отношения населения к тому периоду нашей истории, достижения которого являются поводом для гордости для большинства россиян. Советский период истории связывается у россиян не только с отрицательными событиями — ужасами репрессий, но и с позитивными, ознаменовавшими прорыв в образовании, науке и культуре, развитии промышленности. Именно в этот период истории была одержана победа над фашизмом, зародилась и развивалась космонавтика, создавалась индустриальная мощь страны. Данные события оказали влияние не только на развитие страны, но имели огромное значение и для всего мира.

Следует,однако, отметить, что для молодежи роль советского воспитания в достижении победы несколько ниже, чем для старшего поколения. В возрастной группе 18-24 года эту позицию отметили 31,1%, в группе 60 лет и старше  — 46,2%.

По данным опроса, более чем в два раза (с 6,7 до 15,6%) возросло количество ответов об определяющей роли системы обороны, созданной Сталиным, в достижении победы над фашизмом. Увеличение положительных оценок деятельности Сталина как Верховного главнокомандующего  в Великой Отечественной войне согласуется с оценкой в целом роли данной личности в истории России. Социологические опросы фиксируют весьма противоречивое отношение россиян к личности Сталина, тем не менее, оно меняется в сторону преобладания положительных оценок. По данным опроса 2015 г., положительно оценивают роль Сталина в истории России 54,4% опрошенных, отрицательно – 19,1%, в то время как в 2001 г. наблюдалась другая дифференциация оценок: положительно – 32,9%, отрицательно – 41,3%.

Великая Отечественная война стала для народа не только источником гордости за свою страну и свой народ, осознания величия своего Отечества, но и источником тяжелых и скорбных воспоминаний. Слишком дорогой ценой досталась Победа, слишком много потерь принесла эта война.

При оценках Победы и отношении к ней как значимому событию в жизни нашего народа наиболее острым является вопрос о человеческих жертвах. Людские потери в годы Великой Отечественной войны вызывают чувства горечи и боли у подавляющего большинства респондентов (91,7%). Половина опрошенных отметила разрушение городов и сел, треть респондентов испытывает чувства горечи и боли при воспоминаниях о репрессиях по отношению к людям, бывшим в плену, и уничтожении культурных ценностей. По результатам социологических опросов, проведенных за последние 10 лет,эти оценки не претерпели значительных изменений (Рисунок 3).

Рисунок 3- События, факты войны 1941-1945 годов, вызывающие чувства горечи и боли (в %)

 

Кроме того, данные опроса показывают, что такие горестные события войны, какпленение фашистами большой массы советских солдат и офицеров; насильственная депортация Сталиным некоторых народов СССР; переход на сторону фашистской Германии тех людей, которые были против советского строя; штрафные батальоны, роты, заградительные отряды прочно укрепились в сознании людей и вызывают чувства горечи и боли.

В укреплении и обогащении исторической памяти о Великой Отечественной войне важное место занимает роль семейных ценностей и символов той эпохи. Опрос показывает,что различные реликвии и атрибутика Великой Отечественной войны сохранились только у половины российских семей. Это, прежде всего, ордена, медали, нагрудные знаки, погоны (36,9%), а также письма с фронта, фотографии (21,7%).В меньшей степени респонденты отмечают наличие дневников и воспоминаний (4,3%),одежды (5,3%), личных вещей (6,1%). Здесь следует отметить, что среди молодых людей наблюдается меньшее стремление к сохранению реликвий Великой Отечественной войны. Так, в возрастной группе 18-24 года только 30,2% отметили наличие в своей семье орденов, медалей, нагрудных знаков, погон, в группе 30-39 лет — 37,0%, в группе старше 60 лет – 41,4%. По остальным семейным ценностям и символам наблюдается примерно такая же тенденция (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Наличие в семье реликвий военных лет в зависимости от возраста россиян (в %)

  Возрастные группы, лет Всего
18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Письма с фронта Ваших родственников, фотографии 17,8 19,4 20,4 19,2 26,1 24,5 21,7
Ордена, медали, нагрудные знаки, погоны 30,2 34,1 37,0 38,8 36,1 41,4 36,9
Почетные грамоты, благодарности командующего, именные сувениры, удостоверения 7,1 9,4 10,9 10,8 10,0 12,4 10,4
Дневники, рукописи, воспоминания 3,6 4,7 2,8 3,8 5,5 5,1 4,3
Одежда: мундиры, гимнастерки, каски, плащ-палатки, ремни 7,1 4,7 7,7 4,5 3,4 4,8 5,3
Личные вещи: котелки, кружки, портсигары, кисеты, бритвы 5,3 4,1 8,1 10,1 4,1 4,2 6,1
Похоронки 1,3 2,9 3,5 3,8 5,8 5,1 4,0
Другое 1,8 0,7 1,7 0,3 0,6 0,9
Ничего не сохранилось 54,2 52,9 50,0 49,0 43,6 45,1 48,5

 

С начала 1990-х годов попытки переосмысления социально-исторического опыта предшествующих поколений привели к стремлению переписать историю войны. Живую, событийную историческую память стала теснить реконструированная память(историческая литература, учебники, СМИ, художественные произведения), часто сопровождающаяся фальсификацией событий и фактов военных лет. Идея патриотизма, фундаментальная по своей сути и являющаяся основой для объяснения по существу всех событий Великой Отечественной войны, претерпела изменения. В общественном сознании появились вопросы, смысл которых свидетельствовал о некоторых переменах в отношении россиян к Великой Отечественной войне. Эти вопросы и суждения были связаны с сомнениями в необходимости «Победы такой ценой», с дегероизацией советского народа, проявившего массовый героизм на фронте и в тылу, с утверждениями о том, что «русский народ – завоеватель» и др.

Безусловно, изменение исторической памяти с течением времени — это естественный процесс, поскольку события военных лет все дальше и дальше уходят в прошлое, нас покидают живые свидетели истории. Однако изменения в общественном сознании, произошедшие в 90-ые гг., существенным образом повлияли на формирование исторической памяти россиян и обнаруживаются в настоящее время. События войны для части молодого поколения россиян не являются важными, уходит чувство сопричастности и гордости за Победу.

Так, например, федеральное социологическое исследование, проведенноев 45 вузах и 20 городах страны в начале 2015 года (опрошено более 4,5 тыс. студентов)Российским обществом социологов «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»,[1] приводит к результатам, которые не могут не вызывать опасения за историческую преемственность. На вопрос «Приближается 70-летиеПобеды. Какиемыслиичувствавызываету Васэта дата?» были получены и такие ответы современного студенчества:

— с годами память о войне все более стирается

в сознании новых поколений, ее заслоняют

иные события и проблемы                                                                  18,4%

— героизм и самопожертвования во время

Великой Отечественной войны становятся чуждыми

значительной части молодежи                                                            8,5%.

Кроме того, для 7,7% студенческой молодежи День Победы является просто выходным днем.

Что касается знаний полководцев и героев Великой Отечественной войны, то наряду с великими маршалами Победы (Г.Жуков, К.Рокоссовский, И.Конев и др.) и Героями Советского Союза (И.Кожедуб, А.Покрышкин, А.Матросов и др.) нередко встречаются и имена военачальников и полководцев других эпох. Например, Суворов, Александр Невский, Минин, Пожарский, Блюхер, Дзержинский, Тухачевский, Колчак и др. Несколько человек назвали имена вымышленных героев: Василий Теркин, Штирлиц.

Такое состояние исторического сознания молодежи говорит о том, что историческая память со временем размывается, истинные знания о событиях Великой Отечественной войны все больше исчезают, а их место занимают мифы и художественный вымысел.

В целом по итогам федерального опроса студентов можно говорить онеутешительных исторических знаниях современной молодежи. Что доказывают и результаты нашего исследования. Только 27,6% опрошенных молодых людей в возрасте 18-24 года отметили, что они хорошо знают историю России, остальные указали либо посредственные знания (58,7%), либо признались, что практически их не имеют (10,2%).

Даже такие невысокие самооценки молодого поколения не вполне согласуются с мнением экспертов. В рамках данного исследования опросы экспертов не проводились, но, как правило, и, судя по опыту прошлых опросов, эксперты (преподаватели истории, работники культуры, СМИ) в 2 раза ниже оценивают уровень знаний молодежи, и в целом российского населения.Хотя, казалось бы, молодое поколение не так давно покинуло классы школ, лицеев, многие еще продолжают обучение. Поэтому в памяти молодежи должны быть еще свежи уроки истории.

Одной из причин такого состояния исторических знаний выступает современный уровень преподавания истории в различных образовательных учреждениях. Так, по данным опроса, высоким его оценили:

— в школах, гимназиях, лицеях – 13,5% опрошенных;

— в средних специальных учебных заведениях – 8,9%;

— в высших учебных заведениях – 22,3%.

Как следствие этого, учебная литература как главный источник информации об истории России сегодня вытесняется кинофильмами и телепередачами. При этом за последние 15 лет при достаточно стабильных показателях приобретения исторических знаний посредством кинофильмов и телепередач на уровне около 60% влияние учебной литературы сократилось с 70,3% в 2001 году до 47,0% в 2015 году.

Особенное значение в процессе формирования представлений о Великой Отечественной войне имеют средства массовой информации, которые, однако, не всегда достоверно отображают исторические события. Этот факт подтверждают мнения респондентов, опрошенных в 2015 году. В большинстве ответов отмечается наличие фактов искажения истории войны 1941-1945 гг. в некоторых публикациях в печати, передачах телевидения и радио. В значительно большей степени это относится к зарубежным средствам массовой информации, цель которых обесценить роль нашей страны в победе во Второй мировой войне. В этом уверены 61,0% респондентов, отметивших позицию «да, очень часто». Тем не менее, 12% россиян указали на частое искажение истории Великой Отечественной войны отечественными СМИ.

В этой связи государство предпринимает определенные меры по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, купированию фальсификации фактов и снижению спекуляций на эту тему.

Противодействовать искажению истории Великой Отечественной войны призван Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 128-ФЗ, в котором вводится наказание за «публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»)».[2]

Про успешность введения данного закона говорить пока рано. Тем не менее, по мнению 65,4%опрошенных в 2015 г. события истории Великой Отечественной войны отражаются в современной отечественной литературе, на телевидении и прессе объективно (в 2009 г. – 54,1%), 8,6% опрошенных заявили, что данный период очерняется (в 2009 г. – 17,4%), 10,9% — обеляется (в 2009 г. – 9,9%).

За последние годы наметилась положительная тенденция в освещении и отражении в литературе и средствах массовой информации периода войны 1941-1945 гг. В настоящее время период Великой Отечественной войны, по мнению респондентов, представлен более объективно по сравнению с другими периодами истории (таблица 2). Хотя еще в 2001 году, россияне выражали мнения, что чаще всего искажается период именно Великой Отечественной войны.

 

Таблица 2 — Отражение в современной отечественной литературе, на телевидении и в прессе различных периодов и событий истории (в %)

Периоды Очерняется Оценивается объективно Обеляется Затруднились ответить
История России до 1917 года в целом 10,5 46,4 9,7 33,4
Первая Мировая война 7,7 48,7 10,6 33,0
Великая Октябрьская революция 1917 г. 20,3 40,5 11,9 27,3
Гражданская война 14,2 41,9 13,2 30,7
Советский период в целом 24,8 39,2 14,0 22,0
Репрессии 30-х гг. 18,8 35,6 13,7 31,9
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) 8,6 65,4 10,9 15,1
Афганская война 11,2 35,2 15,1 38,5
Перестройка 15,8 30,0 20,4 33,8
Реформы 90-х гг. 12,3 31,6 22,0 34,1
События в Чечне 10,7 34,4 19,7 35,2
Преобразования в 2000-е годы 5,4 41,6 20,7 32,3

 

Таким образом, серьезные усилия в отношении предотвращения «переписывания» и «перекраивания» истории, наблюдаемые в последнее время со стороны государства, увенчались определенными успехами.

Весьма важными для характеристики исторической памяти о войне являются представления об основных причинах Второй мировой войны (Рисунок 4).

Рисунок 4 — Основные причины Второй мировой войны (в %)

 

В последние годы в некоторых западных странах усиливаются попытки возложить равную ответственность на начало Второй мировой войны на СССР и Германию. Победа в войне преподносится не как освобождение европейских стран от фашистского режима, а как оккупация Советским Союзом этих территорий.

По данным опроса, россияне практически единодушно возлагают ответственность за это роковое событие XX векана фашистский режим, установившийся в то время в Германии. В числе основных факторов начала войны большая часть респондентов (75,5%) указала на стремление фашизма к мировому господству.

Набирает обороты следующая причина начала Второй мировой войны, являющаяся, по сути,природой всех войн:56,5% опрошенных отметили стремление ведущих государств мира завладеть новыми территориями, сырьевыми ресурсами, рынками сбыта и т.д. Борьбу капиталистического Запада с коммунистическим Советским Союзомотметили 25,2%. Сравнительно немного россиян в качестве причины развязывания войны указалистремление коммунизма к мировому господству -4,4%. Важно отметить, что по данному вопросу и молодое, и старшее поколение имеют общую позицию, вопреки усиленно насаждаемой Западом иной трактовке.

Таким образом, материалы социологического мониторинга демонстрируют, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну,прежде всего,как символ для всего народа, иных народов, причастных к Великой Победе.Историческая память о Великой Отечественной войне — практически единственный объединяющий феномен, который характеризует дух и характер нашего народа, повод для гордости за себя и свое прошлое. Данное отношение необходимо ценить и передавать последующим поколениям.

Итоги опроса показали, что все меньше на уровень исторических знаний молодого поколения оказывают влияние образовательные учреждения, учебная литература. Представление о Великой Отечественной войне формируется в большой степени под воздействием художественных произведений, созданных в наши дни.Становится очевидным, что без специальных усилий, направленных на создание единого национального поля оценок данного исторического события сложно удержать в общественном сознании знания и величественное отношение к войне как знаковому событию.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Промежуточные итоги исследования РОС «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Российское общество социологов. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=1217 (дата обращения: 10.04.2015).
  2. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 128-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://text.document.kremlin.ru/document?id=70548878&byPara=1&sub=1 (дата обращения: 10.04.2015).

[1]Опрос проведен в республиках Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Чувашской Республике, Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Московской, Оренбургской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра, гг. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.



Другие статьи автора: Покида Андрей, Зыбуновская Наталья

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба