Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2015

Умида Темирова
Роль негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении социального согласия в государстве

Умида Саидовна Темирова,

Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Ташкент, Узбекистан

Докторант III курса,

 

Umida Saidovna Temirova,

The Mirzo Ulugbek National University of Uzbekistan

Tashkent, Uzbekistan

Doctorate student of the IIIrd year

 

УДК 321

 

Роль негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении социального согласия в государстве

 

Аннотация: В данной статье рассматривается статус негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане и их роль в обеспечении социального согласия в государстве.

Ключевые слова и фразы: негосударственные некоммерческие организации, Республика Узбекистан, социальное согласие, женские организации, профессиональные союзы, Комитет женщин.

 

The role of NGOs in providing social harmony in the state

 

Resume. In this article the status of non-governmental organizations in Uzbekistan and their role in providing of social harmony in the state is considered.

Keywords and phrases: non-profit organizations, the Republic of Uzbekistan, social harmony, women’s organizations, trade unions, women’s Committee.

 

Роль негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении

социального согласия в государстве

 

Гражданское общество невозможно представить без развитой структуры неправительственных организаций, которая во многом обеспечивает и поддерживает баланс интересов и стабильность в обществе, является необходимым условием устойчивого развития государства и общества. Этому вопросу придается приоритетное значение и в Узбекистане.[1]

Не случайно, их количество возросло за годы независимости свыше 20 раз. Если в 1991 году ННО было около 250, то на сегодняшний день их стало свыше 6 тысяч. Этому в значительной мере способствовали законодательные основы и политика правительства и парламента по поддержке деятельности ННО. Так, в качестве важнейшего приоритета в деятельности парламента определены вопросы повышения общественно-политической активности институтов гражданского общества, их широкого вовлечения в решение задач социально-экономического развития страны, происходящие в стране демократических преобразования, повышения политико-правовой культуры их представителей.[2]

Следует отметить, что Парламентской комиссией по управлению средствами Общественного фонда поддержки и развития негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества осуществляется системная работа в данном направлении. В результате осуществляемой работы значительно повысился уровень социального партнерства институтов гражданского общества и органов государственной власти и управления в этой сфере. В 2012 году более 300 ННО приняли участие в реализации государственных программ, направленных на решение проблем социально-экономического развития страны, что в два раза больше чем в 2011 году. Число ННО, получивших по результатам конкурсов, проводимых Общественным Фондом на разработку важных социально-экономических проектов, увеличилось за этот период в 2 раза. При этом в 2,2 раза увеличилось число региональных ННО, ставших победителями грантовых конкурсов Общественного фонда.

Следует отметить, что сегодня более 40 % ННО страны привлечены к решению актуальных вопросов в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной поддержки уязвимых слоев населения и других проблем, имеющих большую социальную значимость.

ННО широко вовлекаются в процесс нормотворчества. Проводятся общественные обсуждения законопроектов, разрабатываемых в рамках Концепции, других актов законодательства, представляющих большую социальную значимость. Гражданские институты приняли активное участие в общественных экспертизах проектов законов «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», «Об экологическом контроле», «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и многих других.

Важным фактором обеспечения социального согласия в обществе между различными национальностями и конфессиями являются Республиканский интернациональный и национальные культурные центры, 2225 религиозных организаций (2050 — мусульманских, 158 христианских и других общин).[3]

Деятельность Республиканского интернационального культурного центра демонстрирует реальное осуществление Основного закона страны в вопросе предоставления прав и свобод гражданам Узбекистана, независимо от их расы, пола, национальности, языка, религии.

Социальное согласие в обществе обеспечивают и действующие партии в Узбекистане: «УзЛиДеП», где число женщин составляет – свыше 67,08 тысяч, СДП «Адолат» — более 43,6 тыс., НДПУ – около 154,5 тыс. и ДП «Миллий тикланиш» — примерно 55,2.[4]

Ощутимую социальную защиту граждан обеспечивают комитеты женщин и профсоюзы Узбекистана. Так, они способствуют созданию условий по охране материнства и детства. Благодаря их деятельности введена система 100% вакцинации детей против инфекционных заболеваний, почти во всех областях республики функционируют Скрининги «Мать и дитя». В сельских местностях за счёт государственного бюджета с целью рождения здорового поколения выделяются поливитамины для беременных.

Не случайно, по данным международной организации «Спасём детей», из опрошенных 161 стран мира Узбекистан занял 9 место в рейтинге государств, которые уделяют пристальное внимание здоровью молодого поколения. Участники Международного симпозиума «Национальная модель охраны здоровья матери и ребёнка в Узбекистане: Здоровая мать — здоровый ребёнок», прошедший в ноябре 2011 года, такие, как Генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен, региональный директор ЮНИСЕФ по странам Восточной Европы и СНГ Стивен Адлен и многие другие подтвердили это. Следует отметить, что в работе симпозиума участвовало 1000 человек, в том числе 300 известных в мире представителей науки и международных организаций в сфере здравоохранения почти из 40 стран, включая США, Китай, Россию, Канаду, Великобританию, Германию, Италию, Испанию, Францию, Финляндию, Швейцарию, Данию, Южную Корею и др.[5]

Профсоюзы оказывают содействие нуждающимся семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, а также молодым семьям материальную помощь и помощь в обеспечении их жильём, рабочими местами, в развитии семейного бизнеса, предпринимательства. Совместно с учебными заведениями, органами самоуправления, ОДМ «Камолот», Комитетами женщин они участвуют в работе университетов для родителей при дошкольных, школьных учреждениях. Внося свою достойную лепту в развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательства, социального партнёрства между негосударственными и государственными учреждениями, профсоюзы страны активны в разъяснении гражданам сути и значимости Закона Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве».

С целью воспитания в гражданах правовой культуры профсоюзы оказывают содействие в работе бесплатных юридических консультаций, используя, в том числе, телефоны «Доверия».

Помогают профсоюзы в трудоустройстве выпускников колледжей. Так, совместно с Министерством высшего и среднего специализированного образования, профсоюзы осуществляют государственную программу «Устоз-шогирд». Они оказывают материальную помощь талантливой молодёжи, выделяя им соответствующие стипендии. Поддерживая здоровье женщин-матерей и детей, профсоюзы организовывают им санаторно-курортное лечения в лучших здравницах: «Заамин», «Ок-тош», «Чорток», «Умид гулшани» и т.д. Помогая семьям в оздоровлении их детей в лагерях отдыха, содействуя им в занятиях физкультурой и спортом, профсоюзы вносят лепту в реализацию принципа «Здоровая мать – здоровый ребенок», защиту материнства и детства. Не оставляют без внимания профсоюзы и детские дома «Мехрибонлик».

Таким образом, профсоюзы, как один из важнейших гражданских институтов, оказывают деятельное участие в обеспечении баланса интересов в обществе, исходя из особенностей социальных групп.

В Узбекистане в самых различных сферах функционирует и такая крупная общественная организация – как Комитет женщин. Сегодня он является ярким выразителями интересов женщин всех возрастов, национальностей, образования, специальности, вида деятельности.

Женщины – как субъекты политики, сегодня активны в решении таких глобальных проблем современности, как борьба со СПИДом, наркоманией, организованной преступностью. Объектами их внимания являются межгосударственные, политические, экономические, финансовые отношения, этнонациональные, религиозные конфликты, гражданские войны.

Женщины активны и в «малой», и в «большой» политике. Это объясняется тем, что они, прежде всего, мамы, которые заинтересованы в счастливом детстве своих детей – без войн и потому они готовы предотвращать конфликты на любом уголке земного шара.

Не случайно, если проследить эволюцию развития женского самосознания, то до XX века женщины лишь боролись за уважение и признание своих прав, но в XXI веке они борются не только за участие в управлении государством и парламентом, но и за руководство страной, парламентом, партией, тем или иным движением. Если мы в начале XX века говорили о женском участии в политике в лице единиц женщин – Александра Коллонтай, Индира Ганди, то уже в середине XX века – в начале XXI века их стало больше. Например, 11 лет подряд побеждавшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, первая женщина Премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, первая Премьер-министр Израиля Голда Меир, президент Филиппин Корасон Акино, первая женщин президент Аргентины Кристина Фердинанд, трижды избираемая Канцлером ФРГ Ангела Меркель. Т.о. женщины активны в преобразовании мира. В своё время Министр по труду и социальным вопросам Франции Мартин Обрин говорила: «Многое определяет уровень мышления женщин. Мы сами должны способствовать улучшению положения дел в обществе».

В этом плане объединение женщин в организации имеют огромное значение. Назовем отдельные этапы в их развитии: 1871 год – Парижская Коммуна, где создаются первые женские комитеты. 1945 год – после II Мировой войны создаётся Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ). 1949 год – Конференция женщин Азии. 1953 год – Конференция женщин Европы в Копенгагене. 1987 год – Всемирный Конгресс женщин. 1995 год – IV Всемирная конференция женщин в Пекине.2000 год – Конференция Тысячелетия ООН, поднявшая стратегические задачи человечества, в том числе социального плана.

В Узбекистане женские организации также активны. За 22 года независимости в стране принято около 80 нормативно-правовых актов, документов национального и международного масштабов, касающихся женщин.

Особое место среди них занимает принятый 2 марта 1995 года Указ Президента Республики Узбекистан «Об усилении роли женщин в государственном и общественном строительстве в Республике Узбекистан». В 1999 году была учреждена Государственная Премия имени Зульфии. Этот год был объявлен годом женщин. В 2004 году 25 мая принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» и многие другие правовые документы.

В основе них забота о женщинах. Так, обращаясь к участникам Республиканской конференции женщин 25 января 2013 г. Президентом Исламом Каримовым, было сказано следующее: «Созданный двадцать один год назад Комитет женщин вместе со своими подразделениями и структурами на местах за короткий период достиг высоких рубежей в реализации очень важных и ответственных задач. Многогранная деятельность этой организации по защите интересов, прав и свобод женщин страны, повышению их роли и статуса в обществе, вклад в решении актуальных вопросов, находящихся в центре внимания мирового женского движения, способствовали, особенно в последние годы, росту её авторитета на международной арене. Женщины своим трудолюбием, мудростью, терпением и твердой верой в завтрашний день преодолевают все трудности и испытания, служат примером для других…

Сегодня сама жизнь требует дальнейшего повышения эффективности деятельности женских организаций в решениях таких первостепенных вопросов, как защита материнства и детства, формирование здорового и гармонично развитого поколения…

Ещё больше внимания всем нам следует обратить на создание благоприятных условий нашим уважаемым женщинам для реализации из знаний и профессиональных навыков, потенциала и таланта, обеспечение женщин и девушек работой, особенно в сельской местности, развитие семейного бизнеса и предпринимательства, надомного труда»[6].

Комитеты женщин Узбекистана сегодня проводят разностороннюю работу среди женщин страны. Назовём основные направления деятельности.

Осуществляя работу по воспитанию общественно-политической активности женщин, комитеты женщин ведут активную работу в семьях, махаллях, вузах, в обществе, в целом по разъяснению важности активной жизненной позиции женщин. С этой целью совместно с другими институтами гражданского общества — ассоциаций «Олима» («Женщина-учёный»), «Тадбиркор аёл» («Женщина-предприниматель»), Ассоциации по пропаганде правовых знаний, они оказывают содействие повышению политической, правовой и экономической культуры женщин. Организовывают практические беседы, семинары-тренинги, где в доступной и удобной форме разъясняют основные положения международных норм, национального законодательства, направленных на поддержку женщин, защиту их прав и интересов, повышение их общественно-политической активности, прежде всего в решении задач государственной важности.

Важно их участие в реформах, проводимых в стране: политических, экономических, социальных. Они содействуют подготовке руководящих кадров из числа женщин, совместно с «женскими крыльями» политических партий осуществляют задачу обеспечения 30% квоты для выдвижения партиями кандидатов в депутаты Законодательной (нижней) палаты Олий Мажлиса, повышения руководителей из числа женщин, увеличения молодых девушек лидеров. Комитеты женщин осуществляют системную работу по обеспечению стабильности в семьях, защите прав женщин и в махаллях.

Комитеты женщин оказывают важное влияние на развитие интеллектуального потенциала и повышение уровня образования женщин и девушек, в частности, получения ими среднего и высшего образования. Ведь как отмечалось заместителем Генерального Секретаря ООН Нойлин Хейзер: «Образование открывает дверь в безграничные возможности, помогает изменить мышление, заполнить проблемы между существующей реальностью и будущим которое мы хотим видеть».[7]

Комитеты женщин проводят повсеместную работу с талантливыми девушками, выдвигая их для участия в конкурсах на Государственную премию Зульфии, по пяти направлениям – наука, образование, культура, литература, спорт, искусство, на премии Беруни (за достижения в науке), А. Навои (за успехи в поэзии). Эта форма их деятельности также влияет на рост активности девушек школ, лицеев, колледжей, вузов.

С 2011 года проводится еще один значимый конкурс приобщения к научной деятельности девушек и женщин (от 25 до 40 лет), представителей вузов и институтов Академии Наук, получивший название «Илм юлдузлари» («Звёзды науки»). Этот конкурс направлен на предоставление дополнительной возможности женщинам приобщиться к научным исследованиям, проводимым как в Узбекистане, так и за рубежом, повышение их заинтересованности в научных исследованиях, нужных и полезных стране.

Объектом постоянного внимания являются обеспеченность женщин рабочими местами, улучшению условий их труда, получение всестороннего образования, вовлечение в малый и средний бизнес, развитие семейного предпринимательства, помощь и содействие в получении ими первоначального капитала, в организации выставок, ярмарок рекламирующих их продукцию.

Учитывая, что женщина-мать заинтересована в здоровье детей, семьи, комитеты женщин как их полноценные представители, выразители их интересов, осуществляют меры по охране материнства и детства, укреплению семьи, содействию женщинам в воспитании гармонично развитой и здоровой молодежи. В этих целях они развивают социальное партнёрство с государственными структурами, министерствами и ведомствами, средствами массовой информации, различными общественными организациями, бизнес структурами.

Словом, различные институты гражданского общества в Узбекистане способствуют, с одной стороны устойчивому развитию страны, а другой – способствуют национальному единству и согласию всех социальных групп, наций и граждан.

 

[1] См. материалы: Международная научно-практическая конференция «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества», Ташкент-2011 // Т.: ИПТД «Узбекистан», 2011. – 264 с.

[2] Совместное Постановление Кенгаша законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 03.07.2008 г. №842-I/513-I «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества»// «Народное слово», 4 июля 2008 г.; «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», 2008 г., №7, ст. 409

[3] «Народное слово». 2011 г. 8 декабря.

[4] Ўзбекистон Хотин-кизлар қўмитаси конференциясининг хужжатлар тўплами – Т.: 2013 – 20 б.

[5] «Народное слово», 19 ноября 2011 г.

[6] И. Каримов. Участникам Республиканской конференции женщин 25 января 2013 г.

[7] Материалы Международной Конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». — Т., 2012.-с.111



Другие статьи автора: Темирова Умида

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба