Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2012
На 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в Санкт-Петербурге с 24 июля по 6 июля 2012 г., по приглашению Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО были представлены результаты работ по проекту «Всемирное наследие с высоты птичьего полета» (под таким названием проект начинался в 2001 году и развивается на международном уровне).
Интерес к продемонстрированным материалам был настолько высок, что в дополнение к монитору, установленному в одном из залов Таврического дворца, пришлось использовать дополнительно еще несколько мониторов.
В результате с презентацией познакомились не только представители делегаций стран–участниц сессии, но и председатель Комитета Всемирного наследия Элеонора Митрофанова, директор Центра Всемирного наследия Кишор Рао, руководители департаментов Центра, специализированных организаций ЮНЕСКО, таких как ИКОМОС (Международный совет по охране памятников и исторических мест), МСОП (Международный союз охраны природы), Europa Nostra и др. Из руководителей российских организаций в активном обсуждении материалов проекта, кроме представителей Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО, приняли участие руководители Российских комитетов ИКОМ (Российский комитет Международного совета музеев) Владимир Толстой и ИКОМОС – Игорь Маковецкий.
Такой активный интерес был не случаен, поскольку решение задачи визуализации как на этапе номинирования объектов для их включения в список Всемирного наследия, так и на этапах мониторинга их состояния, в том числе при подготовке официальной периодической отчетности, в нынешнем виде вызывает множество вопросов. К тому же, оно явно не соответствует современным подходам пространственно-временного представления информации. В настоящее время объекты наследия чаще всего представлены в названных документах в виде ряда фотографий, карт или схем с плохо проработанной легендой, не дающих при этом полного представления как о самих объектах, так и об их окружении.
Вопрос использования современных технологий визуализации, таких как космические и аэрофотоснимки высокого разрешения, технологии фотофиксации состояния объектов, позволяющие производить их высокоточные обмеры, геоинформационные технологии, позволяющие сводить и анализировать максимально полную и разнообразную информацию об объектах наследия, их состоянии и существующих угрозах - все это является чрезвычайно насущной и актуальной проблемой, требующей своего принципиального решения. И российская инициатива в этой сфере по комплексной визуализации культурных ландшафтов была оценена как очень актуальная и востребованная.
Особая благодарность за содействие и помощь в распространении информации о российской инициативе российским участниками Сессии -представителю Института природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева Марине Кулешовой и представителю Института географии РАН Алексею Буторину.
Во время Сессии рядом с нашими мониторами японское телевидение демонстрировало сериал об объектах Всемирного наследия, снятый в том числе с вертолетов, на телевизорах с функцией 3D. Таким образом, неожиданно появилась возможность сравнения такой технологии визуализации, как видеосъемка в стереорежиме, с нашими подходами к визуализации. Материал, представленный японскими коллегами, был очень высокого качества и привлек большое внимание участников Сессии. И при первом сравнении - «из далека», материалов, представленных нами и японской телекомпанией, разница не была очевидной. И это служило дополнительным поводом подробнее рассказать о применяемых нами технологиях визуализации.
При подходе к нашим мониторам, мы рекомендовали не только «смотреть», но и, используя «мышку», вмешиваться в процесс показа. И тут пользователю открывалась возможность уже по своему выбору переходить от режима космической съемки к режиму картографии, от режима «виртуального тура» - к осмотру отдельных объектов и деталей в сверхвысоком разрешении. Таким образом, появлялась возможность не только получать эстетическое удовольствие от созерцания видов самых замечательных природных и культурных памятников нашей планеты, но и возможность работать с материалами визуализации.
Еще раз объясним эти возможности на примере виртуального полета. Выбирая эту функцию, пользователь получает возможность по своему выбору составить собственный маршрут передвижения от одной точки верхней съемки к другой, выбрать нужный ему ракурс, используя возможность поворота панорамы на 360 градусов, а также выбрать степень приближения.
Также мы предусмотрели возможность поделиться выбранным видом из выбранной точки в выбранном ракурсе и с выбранной степенью детализации, скопировав фиксирующую их гиперссылку. Отправив своему адресату эту гиперссылку, можно не только поделиться с ним выбранным видом для обсуждения какого-либо вопроса, но и дать возможность адресату через эту гиперссылку самому войти в виртуальный тур и реализовать собственный выбор. В результате количество таких индивидуальных «взглядов» может быть практически неограниченно, а их содержание - отражать всю широту индивидуального восприятия объектов Всемирного Наследия.
Подводя итог, можно сказать, что премьерный показ проекта на международном уроне состоялся. Следующий шаг по продвижению технологий комплексной визуализации культурных ландшафтов запланирован в сотрудничестве с Постоянным представительством России при ЮНЕСКО: представления результатов проекта и их обсуждение состоится в Париже в ближайшие месяцы.