Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2017

Алиса ГАНИЕВА
«ОБЩЕСТВО ИЩЕТ ОБРАЗЦЫ И МОДЕЛИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И САМОРЕПРЕЗЕНТАЦИИ»

Писатель и читатель в мире, потерявшем будущее

Литературные итоги 2016 года

 

Мы предложили участникам заочного «круглого стола» три вопроса для обсуждения:

1. Каковы для вас главные события (в смысле — тексты, любых жанров и объемов) и тенденции 2016 года?

2. Удалось ли прочитать кого-то из писателей «ближнего» зарубежья?

3. Наиболее интересные книги и новые тенденции в жанре нонфикшн.

 

__________________

Алиса Ганиева, прозаик (госква)

 

1. После прочтения семидесяти романов, допущенных к конкурсу «Русского Букера», мне, как и моим коллегам по жюри, было нетрудно заметить: романы этого года крутятся вокруг одних и тех же тем. Это история — личная, семейная, этническая, территориальная, — память, самоидентификация, ретроспекция, собирание вывихнутых суставов времени...Так что формулировка главной тенденции всплыла сама собой еще  на летнем нашем заседании: «происхождение современности для нынешнего романиста интереснее самой современности». Так и есть, писатели с разным успехом пытаются нащупать, откуда есть пошла русская земля, еврейский народ, постсоветский человек, российская демократия, сталинизм, либерализм, интеллигенция, государство, бюрократия, национальный менталитет и т.д. Эти темы развиваются и у Сергея Лебедева в «Людях августа», и у Сергея Кузнецова в «Калейдоскопе», и у Сухбата Афлатуни в «Поклонении волхвов», и у Бориса Минаева в «Мягкой ткани», и у Александра Мелихова в «И нет им воздаяния», и у Людмилы Улицкой в «Лестнице Якова», и у Петра Алешковского в «Крепости», и, конечно, у профессионального историка Леонида Юзефовича в «Зимней дороге», и у нескольких десятков других авторов, которых невозможно здесь всех перечислить.

Тенденция много говорит о состоянии нашего общества. Общества, которое обернулось вспять и ищет образцы и модели существования и саморепрезентации — в отработанных копях прошлого. И при этом настоящего почти не замечает. Как будто рецепты для «сегодня» можно отыскать лишь во «вчера» — в истории ссыльных народов, лагерных опытах, революционных метаниях. Романы, вырастая из семейных фотоальбомов, тяготеют к эпичности, а их композиция — к коллажу, мемуарам, дневникам, эпистоле. И, надо сказать, не только романы. Взять хотя бы рассказы Антона Секисовавыходившие в том числе в «Дружбе народов» и собранные в сборнике «Через лес», — они тоже строятся на историях из жизни, на эпизодах памяти. Это почти болезненное обращение к памяти, наверное, говорит о нежелании, страхе, а иногда неумении окунаться в то, что происходит за окном, в нашем собственном трагикомическом времени.

2.Признаюсь, мало. Это пара рукописных вещей прозаика Ованеса Азнауряна из Армении, роман «Травля» Саши Филипенко из Белоруссии (впрочем, он, кажется, уже переехал из Минска в Москву). Пыталась читать стихи из сборника «Тамплієри» Сергея Жадана и, даже не зная украинского, подпала под их обаяние. Больше, увы, никого не вспомню.

3.Литературным критиком меня давно не назовешь, ни в какой экспертный совет по новинкам в жанрах нонфикшня в этом году не входила, так что читала  только для удовольствия. И чаще — совсем не новинки, а старые бестселлеры («Эгоистичный ген» биолога Ричарда Докинза, «Бог не велик» интеллектуала Кристофера Хитченса, автобиографии Марка Твена и Чарльза Дарвина, «Черный лебедь» экономиста Нассима Талеба, книгу Венди Каминер о подъеме иррациональности и опасностях набожности и пр.). Либо — что-то ярко прозвучавшее вроде политологической эссеистики Михаила Зыгаря («Вся королевская рать») или научпопа Аси Казанцевой («В Интернете кто-то не прав»). Перечитывала «Число неизреченного» — упоительно написанное вступление и комментарии Олега Лекманова и Михаила Свердлова к стихам Николая Олейникова. Сборник эссе Андрея Аствацатурова об американских писателях — «И не только Сэлинджер». Собираюсь приняться за «Промельк Беллы» Мессерера — только-только вышедшие мемуары об Ахмадулиной с уникальными иллюстрациями из семейного архива.



Другие статьи автора: ГАНИЕВА Алиса

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба