Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №1, 2018

Алексей САЛОМАТИН
Вопрос Финкельмайера, или В очередной раз о том, как всё хорошо, хотя могло быть и не так

Мы предложили участникам заочного «круглого стола» три вопроса  для обсуждения:

1. Каковы для вас главные события (в смысле — тексты, любых жанров  и объемов) и тенденции 2017 года?

2. Удалось ли прочитать кого-то из писателей ближнего зарубежья?

3. Поле литературного эксперимента: наиболее интересные тексты  и перспективные направления. 

 

Алексей Саломатинлитературный критик (газань)

 

Вопрос Финкельмайера,

или В очередной раз о том, как всё хорошо,

хотя могло быть и не так

 

 

Кто о чем — а я, как водится, о читательских впечатлениях и чаяниях.

Неожиданно порадовали отечественные прозаики: сразу два заметных романа за год.

Первый — поморскую сагу Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» — поспешили записать в потомки деревенской прозы, хотя восходит он к прозе крестьянской — Сергею Клычкову, Пимену Карпову и проч. — нашему посконному магическому реализму, пропущенному при этом, страшно сказать, чуть ли не через Фолкнера. За смелость эксперимента и величие замысла автору можно простить многое, даже явно оказавшуюся ему не по языку стилизацию под XVI век, однако по прочтении не оставляет досада. При блестящей и многообещающей первой трети, с тонкой игрой оттенков и перекличек, редких для прозы, и провисающей середине, треть последняя будто вовсе собрана на скорую руку из оставшихся черновых набросков — авось монтажная композиция все спишет. А ведь не поторопись автор и посиди над рукописью еще год — получили бы совсем другой роман…

Второй — «Тайный год» Михаила Гиголашвили, притворяющаяся историческим романом об Иване Грозном пространная притча о власти, не щадящей ни приближенных, ни облеченных. От обрушения под собственной тяжестью изрядно, надо признать, затянутую вещь спасает структурное единство глав, каждая — сама по себе законченная притча с прологом-сном и эпилогом, в котором ведется учет царевым грехам. Если Новиков имеет в виду опыт Фолкнера, то «Тайный год», с его нарочитыми анахронизмами и очевидными аллюзиями на современность, скорее, осторожная попытка «русского Грейвза», «Я, Иоанн IV», если угодно. Замечательно, к слову, что автор, выстраивая исторические параллели, не унижается до фельетонного зубоскальства.

Оба романа добрались до финала «Русского Букера», и оба, при всех неравных, были равно достойны победы. Видимо, поэтому она и не досталась ни одному.

Но, пожалуй, самым значительным событием года для меня стал выход антологии «Современная литература народов России: Поэзия». Не множа ритуальные славословия, речь поведу о пользе издания не для национальных стихотворцев, получивших через перевод выход к широкому читателю, а для авторов русскоязычных.

Если идеальный классик, согласно Элиоту, язык исчерпывает, то любой добросовестный автор его как минимум учитывает. А язык жив известно кем. И не избранными титанами, а всеми причастными — от Тимошки Анкудинова до последнего актуального современника, не минуя Надсона и Асадова, этих состоящих в занятном фонетическом родстве прилежных тружеников пошлости, на славу разработавших поэтику чистой инерции, нулевую, так сказать, степень поэзии. Однако в масштабах языка и сама инерция — усилиями тысяч безликих надсадовых — становится энергией.

И предшествующую отечественную традицию автор усваивает, как родной язык, едва не подкоркой. Либо он, извините, занимается не своим делом. И человеку пишущему нельзя учитывать опыт исключительно, скажем, Апухтина, Бродского  и Востокова, игнорируя уроки Глинки, Дельвига и Елагина, как нельзя говорить по-русски, не владея причастными оборотами и условным наклонением. То есть, конечно, можно, но в первом случае мы получим последовательного эпигона, а во втором — Эллочку Людоедку. (Игнорировать и, принимая во внимание, идти иным путем, разумеется, не одно и то же.)

При обращении же к литературе иноязычной возникает важный элемент сознательного выбора: Фрост или Санаи, Верлен или Ян Лянь, сонет или элегический дистих… А выбор — это всегда альтернатива, ветвление, точка бифуркации.

Черпать силы из сопредельных традиций не стеснялись и небожители: излишне говорить о значимости немецкой поэзии для Державина или французской — для Пушкина, сам Гораций считал себя достойным вечности за то, что приспособил эолийские размеры к италийским стихам.

При этом долгое время русскоязычный читатель, подобно Дантовым покойникам, имея определенное представление о литературе мировой, не ведал о том, что происходит у него под боком. Словесность постсоветских республик представлялась исчадием/наследием советской системы — назначенные сверху национальные классики на попечении армии финкельмайеров.

С выходом антологии стало очевидно, что на территории бывшего Союза сформировался ряд ярких литератур, уже не сателлитов литературы великорусской, но вполне самобытных, в которых давно есть не только что изучить, но и чему поучиться. Тем интереснее, что авторы их пребывают с нами в одном, прошу прощения, геополитическом пространстве, а значит — нас ждут знакомые реалии, преломившиеся в иных культурных и языковых картинах мира.

Какие уроки вынесет из этого русская поэзия — узнаем со временем.

Так что главные итоги уходящего года для меня: освоение наработок западных мастеров — в прозе и представление многообразия национальных поэтик — в поэзии. Тут уж отмечай, как говорится, да подмечай.

Острого всем зрения и чуткого слуха в новом году!

 



Другие статьи автора: САЛОМАТИН Алексей

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба