Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №3, 2017

Юрий ПОДПОРЕНКО
«Грузинский авангард» — прошлое, угадавшее будущее
Просмотров: 249

Экспозиция выставки «Грузинский авангард: 1900–1930-е. ПиросманиГудиашвилиКакабадзе и другие художники. Из музеев и частных коллекций», развернутая в залах Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, подобна, скорее концерту, чем спектаклю. Здесь каждый из представленных художников — солист, и кто прозвучит раньше, а кто позже зависит от зрителя. Подсказка, конечно, в длинном названии, где короткий список авторов открывает легендарный Нико Пиросмани. Его же работы, в знак особого уважения, расположены на верхнем этаже.

Бродя по выставке, всматриваясь в работы, невольно ловишь себя на мысли что здесь нет и следа бытописания или «природописания» — за каждым холстом или рисунком встает личность художника, именно так трансформировавшего образ мира. Столь же самобытны и образы изображенных на холстах людей. Здесь резонансно сошлись исторически сложившийся строй жизни грузин и — шире — кавказцев, с их традицией застолий с тостами, как формы самопрезентаций, и уже оформившаяся к этому времени в Европе тенденция все возрастающего интереса к личности человека.

Давид Какабадзе в 1920-е годы довольно долго жил во Франции, проявляя себя не только как художник-новатор, но и как успешный инженер и изобретатель, предвосхитивший создание стереокинематографа и кинетической скульптуры, что нашло отражение и в некоторых представленных на выставке работах. Вернувшись в Грузию, он сотрудничал с выдающимся режиссером Котэ Марджанишвили.

Здесь же полотна легендарного Ладо Гудиашвили, живописца и графика, трансформировавшего традиции грузинского искусства. Он также несколько постреволюционных лет жил в Париже, общаясь с мэтрами французского искусства и впитывая новейшие тенденции. А затем вернулся на родину, где создал собственный неповторимый живописный стиль.

Среди более двухсот произведений живописи, графики, эскизов декораций, костюмов работы Кирилла Зданевича, Елены Ахвледиани, Александра Бежбеук-Меликова и других художников.

Автор идеи выставки — директор ГМИИ им.А.С.Пушкина Марина Лошак, кураторы Елена Каменская и ИветтаМонашерова. А в подготовке приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства и частные коллекционеры.

 

 



Другие статьи автора: ПОДПОРЕНКО Юрий

Архив журнала
№10, 2017№11, 2017№7, 2017№8, 2017№9, 2017№5, 2017№6, 2017№1, 2017№2, 2017№3, 2017№4, 2017№11, 2016№12, 2016№9, 2016№10, 2016№6, 2016№7, 2016№8, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба