Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №3, 2018

Дмитрий БЫКОВ
«Ведь вы этого достойны»

Дмитрий Быков, поэт, прозаик, критик (Москва)

 

 

Горький встречает свое 150-летие не в лучшей форме — впрочем, Шкловский писал, что он «вообще часто не в форме», и это так. Он писатель очень неровный, вечно портящий впечатление от замечательного рассказа громким высказыванием авторской позиции, или цветистым отступлением, или фальшивой нотой. В принципе он замечательный рассказчик, и за этот счет его проза вполне может оставаться в зоне читательского интереса — даже во времена, когда большинство его современников безнадежно задвинуты на дальнюю полку читательской памяти.

Сегодня происходят странные вещи — кровавый и во многих отношениях ужасный век просвещения сменился веком потребления, и он вполне может оказаться не менее кровавым, а то и более бессмысленным. Идейные споры ХХ века закончились, и в них никто не победил. Точней, победила простота, потому что все оппоненты взаимно уничтожились, и чтобы больше не допустить мировых войн, негласно решено было похерить идеологию как таковую, а пассионарностьзаменить консьюмеризмом. Сегодня уже понятно, что это не сработало, что всеобщее упрощение привело к одичанию, что дураку пассионарность приятнее потребления, потому что пытать соседа интересней, чем отжимать у него квартиру (впрочем, это неплохо сочетается). В этих условиях идеи стоят недорого, но от прозы требуется развлекательность, информативность, динамика; в этом смысле у Горького все хорошо.

Современный человек вообще читает не очень много — чтение осталось уделом немногочисленных, хотя и высокопоставленных интеллектуалов. Невелик шанс, что этот массовый читатель обратится к Томасу Манну или Марселю Прусту, Ромену Роллану или Андре Жиду, Рене Мартену дю Гару или Джону Голсуорси. Из современников Горького есть перспективы у Леонида Андреева (любит про страшное), у Куприна, у Бунина (хотя последний сдает позиции — сегодняшнему подростку ближе «50 оттенков серого»). Горький не может привлечь читателя ни революционным, ни контрреволюционным пафосом — советская Атлантида затонула и с нею все ее главные вопросы; но у него есть шанс за счет экзотики и кровавости сюжетов, за счет изобретательного мучительства, которому подвергают друг друга его герои, за счет брутальной и мрачной эротики (например, в рассказе «Сторож», почти порнографическом). Есть шансы и у «Жизни Клима Самгина» — разумеется, если читать эту вещь не как хронику дореволюционной интеллигенции, а как биографию сноба, детальный анализ его психологии. В Самгине отчетливо угадывается Ходасевич, Самгин — месть ему, но сноб неожиданно оказался едва ли не самым привлекательным типажом, поскольку ему не все равно, как он выглядит. Он не всегда благородно живет, но всегда красиво умирает (что и помешало Горькому написать смерть Самгина). В эпоху, когда идеология ничего не значит, а мораль похерена, у сноба появляется масса преимуществ: становится неважно, что ты делаешь и думаешь, а важно, как ты выглядишь. На сегодняшний взгляд пустой, претенциозный и эгоцентричный Самгин выглядит привлекательней Лютова, Макарова, Туробоева — и нынешняя Алина Телепнева, пожалуй, выбрала бы его, как раньше его же выбрала Лидия Варавка (самая симпатичная и эротически привлекательная из горьковских героинь). Впрочем, эта победа Самгина — пусть не окончательная — была очевидна уже в начале девяностых, когда на роль Самгина был избран красивый и загадочный Руденский.

Но за увлекательностью, жестокостью и прямотой горьковской прозы стоит нечто — не вполне ощутимое, не вполне даже определимое, — что делает этого автора практически бессмертным и интересным даже тогда, когда он занудствует. Речь о его концепции человека, который предстает у Горького не столько венцом творения, сколько сырьем для переплавки. Стихийный ницшеанец, нашедший у Ницше (и отчасти Ибсена) лишь подтверждение собственных догадок, — Горький тоже искренне полагал, что человека следует преодолеть; он пошел дальше и предположил, что человеку еще только предстоит создать Бога (в «Исповеди» это говорится прямо). Это чувство человеческой неполноты, неполноценности, ощущение неудачного, недовоплощенного замысла знакомо сегодня многим, почти всем. Человека надо отменить и создать заново, этот мир никуда не годится — эти горьковские догадки, а вовсе не «красивый цинизм», не знание ужасных деталей и не талант рассказчика обеспечили ему первый читательский успех; и сегодня, когда мысль о безнадежной испорченности собственной жизни владеет почти всеми, и не только в России, — Горький эмоционально резонирует с внутренней драмой читателя. Рискну даже сказать — с его внутренней катастрофой. Ощущение грядущей расплаты витает над всеми, несмотря на то, что идеология упразднена и религия секуляризована; наше время не менее, а то и более эсхатологично, чем серебряный век. А поскольку Горький — как раз один из самых звучных голосов этого века, модернист не в меньшей, а то и в большей степени, чем Брюсов или Белый, — эти его настроения сегодняшнему читателю исключительно созвучны. И не мешают Горькому ни бесконечные тире, ни одинаково говорящие герои, ни смакование всяческой мерзости, которое раздражало еще Толстого. Горький не любит людей, это бросается в глаза, — любит абстрактного Человека, которого никто никогда не видел; но современный человек сам себя не любит, и даже благодарен, когда ему хамят. Горького это отчасти роднило с футуристами — они тоже делали сборы на том, что хамили публике, но публика десятых годов отлично понимала, что она этого достойна. «Ведь вы этого достойны» — главный лозунг дня.

 



Другие статьи автора: БЫКОВ Дмитрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба