Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Дружба Народов » №4, 2018

Юрий ПОДПОРЕНКО
Альберт Гогуадзе: главное — быть самим собой

Внимательные посетители Центрального Дома Художника, что в Москве на Крымском валу, наверняка обращали внимание на человека с острым взглядом и запоминающимся обликом, чем-то напоминающим библейских старцев с полотен мастеров Высокого Возрождения, который на протяжении нескольких лет является завсегдатаем этого выставочного пространства. А в последние полтора года вновь созданную галерею грузинских художников «Эрзи» облюбовал для своей мастерской.

Этого человека зовут Альберт Иосифович Гогуадзе. В Википедии о нем всего несколько строк. Родился в 1935 году в Батуми, окончил Тбилисскую академию художеств. Российский художник-нонконформист.

А ведь этот удивительный художник — неотъемлемая часть уходящей, да что уж там, ушедшей эпохи, которая стремительно лишается оттенков и глубины в исторической памяти. Кто, кроме специалистов-искусствоведов вспоминает сейчас о так называемом «советском неформальном искусстве»? Теперь и само это словосочетание звучит как-то странновато. Потому как был западный формализм, с которым официально боролись, а было еще и неформальное искусство, которое представители и руководители искусства официального не замечали. Точнее, делали вид, что не замечают. И уже в постсоветские времена этих самых неформалов, талантливых, ищущих и очень разных художников, одним скопом записали в нонконформисты.

А разве может быть художник, если он действительно творец, то есть создатель чего-то нового, конформистом? В самом подходе, в готовности раскладывать современных художников по полочкам «измов» заложено лукавство.

И что делать тому самому художнику, генерирующему образы, неведомые ему самому до того мгновения, как они проявятся на холсте, картоне или бумаге? Нет у него иного выхода, как становиться… Альбертом Гогуадзе.

В его человеческой судьбе смешалось, соединилось многое и разное. Отец, как прежде говорили, — рабоче-крестьянского происхождения, вторым выпуском окончил Тбилисскую сельскохозяйственную академию, а мать — из древнего дворянского рода.

И художником Альберт стал вроде бы случайно: будучи талантливым акробатом и учеником циркового артиста АрамаИвановича Кука, сыгравшего роль молодого негра Томаса в фильме «Пятнадцатилетний капитан», съемки которого проходили в Батуми, он не поехал поступать, как собирался, в Ленинградский институт физической культуры имени Лесгафта. (Хотя, кто знает, где случайность пересекается с закономерностью? Ведь и его первый учитель рисования Борис Филиппович Брегвадзе, писавший импрессионистсткие пейзажи, и профессор Академии художеств Василий Иванович Шухаев, создавший свой уникальный стиль, скептически относились к канонам и догмам в искусстве. Так что стремление Альберта Гогуадзе быть ни на кого не похожим возникло не на пустом месте.)

Эта его непохожесть обошлась художнику дорого — годами не брали его картины на выставки ни в Тбилиси, ни в Москве, куда он перебрался в начале 1960-х годов. И это при том, что Гогуадзе не ёрничал над советским официозом, скажем, как Комар и Меламид, а писал портреты, пейзажи и натюрморты так, как он их видел своим внутренним взором, предупреждая, правда, портретируемых о том, что сходство с оригиналом он гарантирует, но все будет немного по-другому.

Вот это самое «по-другому», похоже, и разводит упорно зрителей по разные стороны эстетических баррикад. Одним подавай «как в жизни», создавая максимальную иллюзию реальности, а других манит неизведанное, и они готовы поучаствовать в процессе то ли достраивания, а то ли разгадывания образа, предложенного художником.

Многие работы Альберта Гогуадзе интересно именно разгадывать. Свершив некий труд, вдруг увидеть в цветовых пятнах пейзажа человеческое лицо, проникнуть в глубь изображения и как бы достроить его.

Правда, работы, созданные художником в его уникальной манере «Пэри-пэртан» (цвет к цвету) требуют от зрителя гораздо больше усилий, словно побуждают преодолеть звуковой, пардон, цветовой, барьер, за которым равные по тонуцвета обретают какие-то иные, надмирные свойства. Видимо, так и останется загадкой, как пришел художник к этой манере. Толчком стал то ли солнечный удар, перенесенный им, еще подростком, под жарким южным солнцем, то ли упорное стремление быть уникальным, не таким как все, а, возможно, и еще что-то, не имеющее пока внятного обозначения. Ведь искусство перестает притягивать, примагничивать, когда становится понятным и все его тайны разгаданы.

Были в терпеливой творческой судьбе Альберта Гогуадзе и квартирные выставки, и участие в легендарной выставке в Доме культуры на ВДНХ в 1975 году, и персональные выставки на Малой Грузинской, на факультете психологии МГУ, в Государственном музее современной истории России.

И, как это нередко случается в наших отчизнах, к художнику пришла зарубежная слава, когда, начиная с 1992 года, он почти полтора десятка лет ездил в Германию, обретя там и друзей, и неподдельный интерес к своему творчеству, создавая свои оригинальные работы прямо там, при подготовке очередной выставки. И теперь по всему миру разбросаны десятки тысяч работ Альберта Гогуадзе, поскольку в советское время их можно было вывозить из страны безо всякого таможенного оформления, как «не имеющие художественной ценности».

А в Центральный Дом Художника Альберт Иосифович зачастил в 2014 году, когда был приглашен участвовать в Московских международных художественных салонах «ЦДХ-2014» и «ЦДХ-2015», проводимых Международной конфедерацией союзов художников с 1998 года и, увы, ставших теперь, как и сама Конфедерация, историей.

Но галерея грузинских художников «Эрзи», организованная предпринимателем и коллекционером ЭлизбаромМаргошвили, в ЦДХ работает, и здесь можно познакомиться с самим художником, неизменно готовым к горячим дискуссиям об искусстве, и с его работами.



Другие статьи автора: ПОДПОРЕНКО Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№12, 2020№11, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№7, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021др№4, 2021№11, 2021№12, 2021№7, 2020№8, 2020№5, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№7, 2019№8, 2019№9, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9. 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№8, 2016№7, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№ 4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба