Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №2, 2016

Том Рокмор
Эпистемический конструктивизм, метафизический реализм и принцип тождества у Парменида

Том Рокмор
заслуженный профессор гуманитарных наук,
Университет Пекина, Китай.

Проблема познания — главная тема современности — впервые возникла в древнегреческой традиции. Парменид, автор одного из ранних «современных» подходов к эпистемологии, настаивал на том, что именно принцип тождества является единственным приемлемым принципом познания. Настоящая статья, оставляющая в стороне проблемы эпистемического скептицизма, дает обзор различных версий метафизического реализма, связанных с Платоном в античной философии и с Декар том – в нововременной традиции. Автор полагает, что оба подхода в силу различных причин терпят неудачу. В статье также рассматриваются модели эпистемического конструктивизма, представленные Кантом, Фихте и Гегелем. Критическая философия разрабатывает общеизвестный комплексный априористский подход к когнитивному конструктивизму. Этот подход усиливается, корректируется и заново интерпретируется в различных версиях посткантовского немецкого идеализма (у Фихте и Гегеля). Ключевую роль здесь сыграло переосмысление Фихте и Гегелем абстракт ного подхода Канта к субъекту как к носителю конечного человеческого существования. Однако еще в греческой традиции Парменид, отождествляя бытие и мышление, указывал на три возможных подхода к познанию – эпистемический скептицизм, метафизический реализм и эпистемический конструктивизм. Если эпистемический скептицизм неприемлем, метафизический реализм недоказуем, то эпистемический конструктивизм представляется наиболее перспективным подходом к проблеме познания.

 

EPISTEMIC CONSTRUCTIVISM,
METAPHYSICAL REALISM AND PARMENIDEAN IDENTITY

Tom Rockmore
distinguished humanities chair professor,
Peking University, China.
Email: rockmore@dug.edu

The cognitive problem, which is a main modern theme, arises early in the Greek tradition. Parmenides, who formulates one of the first identifiably “modern” approaches to epistemology, points toward identity as the only acceptable cognitive standard. The paper, which leaves epistemic skepticism for another occasion, reviews versions of metaphysical realism identified with Plato in ancient philosophy and Descartes in the modern tradition in suggesting that for different reasons both fail. The paper reviews German idealist versions of epistemic constructivism formulated by Kant, Fichte and Hegel. The critical philosophy provides a widely known, complex a priori account of cognitive constructivism. This account is amplified, corrected, and reformulated in different ways by such post-Kantian German idealists as Fichte and Hegel. A key element concerns the restatement of the abstract Kantian view of the subject as finite human being by Fichte and Hegel. Early in the Greek tradition, in equating thinking and being, Parmenides points to three approaches to knowledge as epistemic skepticism, metaphysical realism or epistemic constructivism. If epistemic skepticism is unacceptable and, metaphysical realism is implausible, then epistemic constructivism appears to be the most promising approach to cognition.



Другие статьи автора: Рокмор Том

Архив журнала
эп№3, 2020я№4, 2020эп№2, 2021фин№1, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№4, 2018№1, 2019№3, 2018№1, 2018№2, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№4, 2015№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№1, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба