Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №1, 2012
Гюльтекин Шамилли
Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы части и целого
Фундаментальная проблема соотношения части и целого охватывает самые разные области знания. В современном музыковедении она, как правило, рассматривается в аспекте принципов построения музыкальной композиции. Несмотря на различное понимание последней: как формы, структуры или текста, – проблема части и целого всегда решается в ракурсе аристотелевской парадигмы, согласно которой целое – это то, «у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы» и «что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно»1. Применение этой парадигмы правомерно, когда речь идет о западноевропейской классической музыке, имеющей автора и точную нотную фиксацию целого как завершенного музыкального произведения