Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №1, 2016
Нофал Фарис Османович
аспирант. Луганский государственный
университет им. В. Даля.
91034, Украина, г. Луганск,
Молодежный квартал 20а;
e-mail: faresnofal@mail.ru
В статье проводится исследование философско-теологического подхода ʼАбӯ ал-Муʻӣна ан-Насафӣ и других мутакаллимов Золотого Века исламского Средневековья. Автор анализирует теории ан-Насафӣ, касающиеся проблем божественных атрибутов и «присвоения деяний», равно как и других онтологических, эпистемологических и семантических вопросов (таких, как соотношение имени и сущности, божественное Предопределение, сущность Корана, чтойность знания и др.). Также в работе прослеживается рецепция учений мутазилитов и ашаритов в матуридийской среде. Особое внимание уделено эволюции теологии матуридизма в рамках общего развития «суннитской» ветви классического калама: в частности, показан отход ʼАбӯ ал-Муʻӣна от онтологического ригоризма к метафизическим конструктам ашаризма. Вместе с тем автором дается обзор онтологической терминологии, так или иначе использованной ан-Насафӣ и получившей дальнейшее развитие в каламе и арабоязычном перипатетизме. Отдельно говорится о том, что несмотря на то, что главной целью трактатов ан-Насафӣ являлось «упорядочивание» рефлективного опыта «маз̱хаба ал-Ма̄турӣдӣ», их автор продолжил разработку краеугольных для классического калама тем, во многом находя свой, серединный путь между теориями средневековых «спорщиков» Ближнего Востока. Теологическое учение ʼАбӯ ал-Муʻӣна, квинтэссенция мысли матуридизма, послужило ориентиром для дальнейших мутакаллимов классической и постклассической эпох, не утратив своей актуальности и для суннитских богословов сегодняшнего дня.