Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №1, 2021
Е.А. Тахо-Годи
Тахо-Годи Елена Аркадьевна – доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1-й уч. корп.; ведущий научный сотрудник отдела русской литературы конца XIX – начала XX в. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а; заведующая отделом. Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева». Российская Федерация, 119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 33; e-mail: takho-godi.elena@yandex.ru
Публикация освещает малоизвестный эпизод из научной биографии А.Ф. Лосева, связанный с его работой в 1920-е гг. в Государственной академии художественных наук. Впервые вводятся в научный оборот тринадцать статей философа, хранящиеся в НИОР РГБ [Ф. 81 (Государственная академия искусствознания). К. 26. Ед.хр. 1]: «Античность», «Аполлинизм», «Гармония», «Дионисизм», «Каллистика», «Калокагатия», «Катарсис», «Космическое чувство», «Космос», «Логос», «Мания», «Математика и искусство», «Мелос». Статьи писались во второй половине 1920-х гг. и предназначались для так и неосуществившегося издательского проекта Государственной академии художественных наук – первого тома многотомной «Энциклопедии художественных наук», задуманной еще в 1922 г. как «Словарь художественной терминологии». Тематика статей отражает тот круг научных проблем, которые интересовали Лосева в 1920-е годы, а также его особое внимание к изучению терминологии, нашедшее свое полное воплощение в 1970‒1980-е гг. в ходе работы над «Историей античной эстетики».
Ключевые слова: Лосев, архивные материалы, Государственная академия художественных наук, «Энциклопедия художественных наук», эстетическая терминология
Для цитирования: Тахо-Годи Е.А. А.Ф. Лосев и «Энциклопедия художественных наук» ГАХН: к истории невоплощенного замысла // Философский журнал / Philosophy Journal. 2021. Т. 14. № 1. С. 173‒180.
Алексей Федорович Лосев стал действительным членом учрежденной осенью 1921 г. Российской Академии Художественных Наук в 1923 г. Точная
* Исследование подготовлено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ, проект № 17‒18‒01432-П).
174 |
Философская летопись |
дата его вступления в должность разнится в несколько месяцев в личном деле мыслителя, сохранившемся в архиве Государственной академии художественных наук в фонде РГАЛИ. Сам философ писал 17 февраля 1926 г., что состоял на службе в РАХН с апреля 1923 г.1, но в официальном документе, хранящемся в личном деле, значится – с 10 июня 1923 г.2 С датой изгнания из ГАХН все более определенно: в официальной справке от 8 февраля 1930 г. сообщается о том, что 1 февраля 1930 г. он отчислен из Академии по сокращению штатов на основании Постановления Главнауки от 21-го января 1930 г.3
За семь лет членства в ГАХН Лосев занимал разные должности – заместитель Председателя Комиссии по истории эстетики, заведующий Музыкально-психологической комиссии, заведующий Комиссией по изучению истории эстетических учений Философского отделения, председатель Исторического отдела Историко-терминологического кабинета. Помимо научно-организационной деятельности, он вел большую научно-исследовательскую работу: участвовал в обсуждении многочисленных докладов коллег, сам прочитал более четырех десятков докладов, главным образом по эстетике и проблемам, так или иначе с ней связанным: «Учение Плотина об эстетическом предмете», «Диалектика в немецкой эстетике конца ХVIII века», «Филология и эстетика Конст. Аксакова», «Эстетика и математика», «О принципах музыкальной эстетики», «О понятии ритма и метра», «К вопросу о систематике музыкально-теоретических категорий» и т.д.4 И конечно, писал книги и статьи.
Если о лосевском «восьмикнижии», выпущенном в свет как раз в гахновские годы, в 1927‒1930 гг., теперь знают все, то о цикле статей, написанных мыслителем для подготовлявшейся в Академии многотомной «Энциклопедии художественных наук», до сих пор было известно очень мало.
Идея самого издания возникла в стенах Академии еще до того, как Лосев стал ее действительным членом. В ноябре – декабре 1922 г. было принято решение о подготовке «Словаря художественной терминологии». В июне 1923 г. образована комиссия по составлению Словаря во главе с Г.Г. Шпетом, обосновавшим в сентябре 1923 г. в специальном выступлении необходимость такого издания и в декабре отредактировавшим его предварительный словник. Планировалось, что к 1 ноября 1925 г. работа будет закончена. Но Словарь переживал метаморфозы, превращался в первый том многотомной «Энциклопедии художественных наук», завершению которой не видно
1 Личное дело А.Ф. Лосева в архиве ГАХН: материалы к биографии мыслителя // Философский журнал / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 3. С. 163.
2 Там же. С. 167.
3 Там же.
4 О лосевских докладах в ГАХН см.: Дунаев А.Г. Лосев и ГАХН (исследование архивных материалов и публикация докладов 20-х годов) // А.Ф. Лосев и культура XX века: Лосевские чтения. М., 1991. С. 197‒220; Тахо-Годи Е.А., Римонди Д. Эстетика как «строгая наука» (о докладах А.Ф. Лосева в ГАХН) // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 3 (26). С. 9‒15; Из лосевских материалов в фондах ГАХН // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 3 (26). С. 16‒31; Тахо-Годи Е.А., Римонди Д.А.Ф. Лосев о задачах музыкальной эстетики (новые материалы из архива ГАХН) // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 79‒88; Лосев А.Ф. Материалы из архива ГАХН // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 89‒94.
Е.А. Тахо-Годи. А.Ф. Лосев и «Энциклопедия художественных наук» ГАХН |
175 |
было конца, несмотря на то, что ее выпуск рассматривался как одна из основных задач Академии5.
Энциклопедия стала центральным проектом Академии потому, что, как пишут исследователи истории ГАХН Н.С. Плотников и Н.П. Подземская, в ней организационно воплощалась одна из главных идей ГАХН – «идея языка как средства связи искусства, науки и философии»: «Уже в предложенных Кандинским направлениях деятельности Академии была в качестве центральной выдвинута задача – “проверка существующей терминологии и установление определенных терминов”. Шпет тоже определяет “художественную терминологию” как одну из главных тем при “рассмотрении методологических основ эстетико-художественных наук”. Из этих предложений и формируется энциклопедический проект Академии, – проект критической проверки и нового определения понятийного аппарата всех научных дисциплин, занимающихся искусством. В ходе своего осуществления он приобретает все более дифференцированный характер, охватывает все большее число областей искусствознания (включая музыковедение и театроведение), но так и не доводится до конца по причине роспуска ГАХН, оставшись лишь на стадии подготовительных работ»6.
Представление о форме, в которой должен был реализоваться проект, многократно трансформировалось. От отдельного Словаря Академия в итоге пришла к идее многотомной Энциклопедии, объединяющей «специальные словари по различным искусствам или по художественной технологии, а также словари художников, писателей и др., работа над которыми велась во всех Отделениях и Секциях»7. В Редакционном комитете, в Правлении и Секретариате ГАХН неоднократно обсуждался «вопрос о методе и структуре этого монументального труда»8. Лосев принимал участие в дискуссиях о типе Словаря. 20 февраля 1926 г. он обращается к Президиуму Комиссии по изучению художественной терминологии с предложением «раз [и] навсегда решить дилемму», какого типа статьи нужны для Словаря – должны ли они «являться самостоятельным научным исследованием, или же они должны давать справку и ориентацию в ходячих школьных определениях»9, так как Академия на первых порах ориентировалась на более популярный характер издания.
Из целой серии статей, написанных Лосевым для «Энциклопедии художественных наук», до настоящего времени в научный оборот было введено три: «Единство»10, «Игра»11, «Искусство»12. Скорее всего, все эти статьи
5 История этого издания наиболее подробно освещена в обзоре деятельности Философского отделения РАХН (ГАХН), составленном Ю.Н. Якименко, см.: Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: в 2 т. Т. I: Исследования. М., 2017. С. 313‒437.
6 Там же. С. 15.
7 Подземская Н.П. От «установления художественной терминологии» к новой науке об искусстве в ГАХН на материале дискуссий о материале и фактуре // Логос. 2010. № 2 (75). С. 70.
8 Там же.
9 Искусство как язык – языки искусства. Т. I. С. 380.
10 Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 881‒884.
11 Там же. С. 884‒885. Статьи «Единство» и «Игра» републикованы в книге: Словарь художественных терминов ГАХН. 1923‒1929 гг. М., 2005. С. 152‒155, 183‒184.
12 Лосев А.Ф. Искусство. Статья для «Словаря художественной терминологии» ГАХН // Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: в 2 т. Т. II: Публикации. М., 2017. С. 115‒121.
176 |
Философская летопись |
создавались к 1927‒1928 гг. В отчете за 1927‒1928 гг. Лосев сообщал, что подготовил за год для Словаря статьи «Музыка» и «Искусство», а также целый ряд других, более мелких.
К этим «более мелким статьям», вероятно, и относятся публикуемые ныне тексты, выявленные в рукописном отделе Российской государственной библиотеки: «Античность», «Аполлинизм», «Гармония», «Дионисизм», «Каллистика», «Калокагатия», «Катарсис», «Космическое чувство», «Космос», «Логос», «Мания», «Математика и искусство», «Мелос». Они – лишь часть из того, что писалось Лосевым для Энциклопедии за годы ее подготовки.
Судя по сохранившемуся Словнику («Основному списку слов первого тома “Энциклопедии художественных наук”»13), в котором фиксировалось распределение статей, помимо публикуемых нами текстов, для Энциклопедии предназначались и другие лосевские статьи: «Подражание», «Произведение искусства», «Целесообразность», «Эстетическое (?)», «Эрос», «Я». По пометкам в Словнике, статья о «Единстве» изначально должна была писаться Б.А. Фохтом. Что касается статьи «Музыка», то она была сначала заказана А.Л. Саккетти. Лосев выступал с рецензией на статью А.Л. Саккетти 20 февраля 1926 г. на заседании Президиума Комиссии по изучению художественной терминологии14, после чего, по-видимому, статья была перепоручена ему самому. Известно, что уже в 1924‒1925 гг. Лосев готовил для издания статьи «Идея» и «Изображение»15. Однако в словнике они значатся за Н.И. Жинкиным и А.Г. Габричевским соответственно16.
Надо учитывать и то, что статьи не только писались, но и обсуждались на заседаниях. Причем по протоколам этих заседаний видно, что обсуждения проходили достаточно пристрастно. Кроме того, вполне явно к концу 1920-х гг. нарастает изоляция Лосева в гахновских кругах, обусловленная набиравшей силу антилосевской кампанией в советской печати. При обсуждении на заседании историко-терминологического кабинета от 29 ноября 1928 г. под председательством П.С. Попова лосевские статьи «Произведение искусства» и «Целесообразность», по сути, были отвергнуты: предлагалось их полностью переработать, сократить, передать для доработки другому автору и т.д.17
Беря в расчет все эти обстоятельства, можно предположить, что Лосевым могло быть написано больше статей, чем это планировалось при распределении Словника и чем нам известно на сегодняшний день.
Тематика статей для Энциклопедии – выявленных и невыявленных на сегодняшний день – теснейше связана с лосевскими научными интересами конца 1910-х – середины 1920-х гг. «Античность», «Аполлинизм» и «Дионисизм» – не только дань классической филологии, но и юношескому увлечению Ф. Ницше и идеями Вяч. Иванова. «Единство» предопределено раздумьями над Платоном и Николаем Кузанским, чьи трактаты Лосев переводит с латинского и о котором пишет во второй половине 1920-х гг.
13 НИОР РГБ. Ф. 547 (П.С. Попов). К. 10. Ед.хр. 1.
14 Искусство как язык – языки искусства. Т. I. С. 377.
15 Там же. С. 363.
16 НИОР РГБ. Ф. 547 (П.С. Попов). К. 10. Ед.хр. 1. Л. 12 об.
17 Прения по статям А.Ф. Лосева «Произведение искусства» и «Целесообразность». Протокол № 5 заседания Историко-терминологического кабинета. 29 ноября 1928 г. Маш. РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 18. Ед.хр. 5. Л. 5‒5 об. Опубликовано: Из лосевских материалов в фондах ГАХН. С. 24‒30.
Е.А. Тахо-Годи. А.Ф. Лосев и «Энциклопедия художественных наук» ГАХН |
177 |
книгу «Николай Кузанский и средневековая диалектика»18. «Космос» и «Космическое чувство» – завершенной к 1925 г. книгой «Античный космос и современная наука». «Музыка», «Мелос», «Математика и искусство» – изданной в 1927 г. книгой «Музыка как предмет логики». «Эрос» заставляет вспомнить о первой лосевской публикации – «Эрос у Платона» (1916) и о завершенной в 1928 г. книге «Очерки античного символизма и мифологии», увидевшей свет лишь в 1930 г. Статья «Я», вероятно, связана с работой над книгой о Фихте, завершенной, но утраченной из-за ареста автора в апреле 1930 г.
Вместе с тем публикуемые статьи, несмотря на присущий им по жанру словарный лаконизм, позволяют увидеть стремление Лосева выйти за рамки античной философии и классической филологии не только в музыку, астрономию или математику (прикровенные отсылки к работе о мнимостях в геометрии отца Павла Флоренского), но и в литературу, в том числе русскую: отсюда упоминания романтиков и символистов, Ф. Тютчева, А. Фета, Вяч. Иванова, ссылки на штудии Б.М. Эйхенбаума о мелодике стиха.
В 1941 г., определяя внутреннюю эволюцию собственной 25-летней научной деятельности, мыслитель указывал, что в 1910-е гг. начал свои исследования с изучения философских и поэтических текстов, в 1920-е гг. занялся мифологическими, а в 1930-е гг. – искусствоведческими19. Однако основы для искусствоведческих (т.е. эстетических) исследований 1930-х гг., когда писались такие до сих пор не обнаруженные книги, как «Античное цветоведение» или «Материалы по истории античной художественной критики», закладывались в 1920-е гг., когда шла работа над «Диалектикой художественной формы», над гахновскими докладами и статьями для «Словаря художественной терминологии» и «Энциклопедии художественных наук».
Работа над словарными статьями привлекала Лосева и потому, что давала возможность на практике реализовывать интерес к изучению терминологии. Неслучайно он состоял председателем Исторического отдела Историко-терминологического кабинета. Терминологические интересы, возникшие еще в 1918 г., когда молодой ученый взялся за исследование понятий είδοςи ιδέα у Платона, сохранялись на протяжении всей жизни и базировались на принципиальной методологической установке: Лосев был убежден, что «нельзя изучать античной литературы без полного анализа всех употреблявшихся в ней слов»20. Если инициировавший терминологическую работу ГАХН Г.Г. Шпет считал, что «философия культуры радикально разнится от филологии»21, то Лосев, напротив, выступал против «мифической независимости филологии от философии»22. Он не только включал в сферу «античной литературы» всю античную философию, но и для описания античности как типа культуры делал ставку именно на изучение античной эстетики как той области, где философия культуры и филологические знания могут быть максимально сближены. Этот интерес к терминологии – по сути, к «истории
18 Лосев А.Ф. Николай Кузанский в переводах и комментария: в 2 т. М., 2016.
19 Лосев А.Ф. Двадцать пять лет работы в области классической филологии (1915‒1940) // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2020. Т. 79. № 6. С. 64–72.
20 Там же.
21 Искусство как язык – языки искусства. Т. I. С. 343.
22 Тахо-Годи Е.А. Вопреки «мифической независимости филологии от философии»: К истории формирования методологии А.Ф. Лосева // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2020. Т. 79. № 6. С. 56–63.
178 |
Философская летопись |
идей» – в полном масштабе реализовался в 1970‒1980-е гг., когда автор «Истории античной эстетики» занялся подведением итогов тысячелетнего развития античной мысли в ее основных терминах и понятиях.
Дунаев А.Г. Лосев и ГАХН (исследование архивных материалов и публикация докладов 20-х годов) // А.Ф. Лосев и культура XX века: Лосевские чтения / Сост. Ю.Ф. Панасенко. М.: Наука, 1991. С. 197‒220.
Из лосевских материалов в фондах ГАХН / Подг. текста к публикации, примеч. Д. Римонди, Е.А. Тахо-Годи // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 3 (26). С. 16‒31.
Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: в 2 т. / Под ред. Н.С. Плотникова и Н.П. Подземской при участии Ю.Н. Якименко. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
Личное дело А.Ф. Лосева в архиве ГАХН: материалы к биографии мыслителя / Публ. Е.А. Тахо-Годи при участии Дж. Римонди // Философский журнал / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 3. С. 151‒173.
Лосев А.Ф. Двадцать пять лет работы в области классической филологии (1915‒1940) / Публ., подгот. текста и коммент. Е.А. Тахо-Годи // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2020. Т. 79. № 6. С. 64–72.
Лосев А.Ф. Материалы из архива ГАХН / Подгот. текста и примеч. Д. Римонди, Е.А. Тахо-Годи // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 89‒94.
Лосев А.Ф. Николай Кузанский в переводах и комментария: в 2 т. / Отв. ред., сост., вступит. статья, подгот. текста, коммент. Е.А. Тахо-Годи. М.: ЯСК, 2016.
Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. 944 с.
Подземская Н.П. От «установления художественной терминологии» к новой науке об искусстве в ГАХН на материале дискуссий о материале и фактуре // Логос. 2010. № 2 (75). С. 68‒78.
Словарь художественных терминов ГАХН. 1923‒1929 гг. / Общ. ред., послесл. И.М. Чубаров. М.: Логос-Альтера; Ecce homo, 2005. 496 с.
Тахо-Годи Е.А. Вопреки «мифической независимости филологии от философии»: К истории формирования методологии А.Ф. Лосева // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2020. Т. 79. № 6. С. 56–63.
Тахо-Годи Е.А., Римонди Д.А.Ф. Лосев о задачах музыкальной эстетики (новые материалы из архива ГАХН) // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 79‒88.
Тахо-Годи Е.А., Римонди Д. Эстетика как «строгая наука» (о докладах А.Ф. Лосева в ГАХН) // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 3 (26). С. 9‒15.
A.F. Losev and GAKhN’s “Encyclopedia of Artistic Sciences”:to the history of an unrealized publishing project*
Elena A. Takho-Godi
Lomonosov Moscow State University. GSP-1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation; A.M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences. 25a Povarskaya Str., Moscow, 121069, Russian Federation; Library-Museum “A.F. Losev House”. 33 Arbat Str., Moscow, 119002, Russian Federation; e-mail: takho-godi.elena@yandex.ru
* The investigation was carried out at the A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences with financial support of Russian Science Foundation (RSF, project No. 17‒18‒01432-П).
Е.А. Тахо-Годи. А.Ф. Лосев и «Энциклопедия художественных наук» ГАХН |
179 |
The publication covers an obscure episode from the scientific biography of the great Russian philosopher Alexei Losev related to his work in the 1920s at the State Academy of Artistic Sciences (GAKhN). For the first time, Losev’s thirteen articles from Research Department of manuscripts of the Russian State Library [f. 81 (State Academy of art studies), inv. 26, item 1] are put into scientific circulation: “Antiquity”, “Apollinism”, “Harmony”, “Dionysism”, “Callistics”, “Calocagathia”, “Catharsis”, “Cosmic feeling”, “Cosmos”, “Logos”, “Mania”, “Mathematics and art”, “Melos”. This articles were written in the second half of the 1920s and were intended for a publishing project of the State Academy of Artistic Sciences – the first volume of the multi-volume “Encyclopedia of Artistic Sciences”, conceived in 1922 as a “Dictionary of Artistic Terminology”. The project was never realized. The topics of the articles reflect the range of the scientific problems that interested Losev in the 1920s as well as his special attention to the study of terminology, which found its full implementation in the 1970 – 1980s during the work on “The History of Classical Aesthetics”.
Keywords: A.F. Losev, archival materials, the State Academy of Artistic Sciences, “Encyclopedia of Artistic Sciences”, aesthetic terminology
For citation: Takho-Godi, E.A. “A.F. Losev i ‘Entsiklopediya khudozhestvennykh nauk’ GAKhN: k istorii nevoploshchennogo izdatel'skogo zamysla” [A.F. Losev and GAKhN’s “Encyclopedia of Artistic Sciences”: to the history of an unrealized publishing project], Filosofskii zhurnal / Philosophy Journal, 2021, Vol. 14, No. 1, pp. 173‒180. (In Russian)
Chubarov, I.M. (ed.) Slovar’ khudozhestvennykh terminov GAKhN. 1923‒1929 gg. [GAKhN Vocabulary of Artistic Terms. 1923‒1929]. Moscow: Logos-Altera Publ.; Ecce homo Publ., 2005. 496 pp. (In Russian)
Dunaev, A.G. “Losev i GAKhN (issledovanie arkhivnykh materialov i publikatsiya dokladov 20-kh godov)” [Losev and GAKhN (a Research of Archive Documents and Publication of Reports of the 1920’s], A.F. Losev i kul’tura XX veka: Losevskie chteniya [A.F. Losev and XX Century’s Culture: Losevian Readings], ed. by Yu.F. Panasenko. Moscow: Nauka Publ., 1991, pp. 197‒220. (In Russian)
Losev, A.F. Forma. Stil. Vyrazhenie [Form. Style. Expression], ed. by A.A. Takho-Godi. Moscow: Mysl Publ., 1995. 944 pp. (In Russian)
Losev, A.F. Nikolay Kuzanskiy v perevodakh i kommentariyakh [Nicolaus Cusanus in translations and commentaries], 2 Vols., ed. by E.A. Takho-Godi. Moscow: Yazyki slovianskoy kul’tury Publ., 2016. (In Russian)
Plotnikov, N.S., Podzemskoi, N.P. & Yakimenko, Yu.N. (eds.) Iskusstvo kak yazyk – yazyki iskusstva. Gosudarstvennaya akademiya khudozhestvennykh nauk i esteticheskaya teoriya 1920-kh godov [Art as Language – the Language of the Art. The State Academy of Artistic Sciences and the Aesthetic Theory of the 1920’s], 2 Vols. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. (In Russian)
Podzemskaya, N.P. “Ot ‘ustanovleniya khudozhestvennoy terminologii’ k novoy nauke ob iskusstve v GAKhN na materiale diskussiy o materiale i facture” [From the‘establishment of artistic terminology’ to the new science of art in the GAKhN on the material of discussions about material and texture], Logos, 2010, No. 2 (75), pp. 68‒78. (In Russian)
Rimondi, G. & Takho-Godi, E.A. (eds.) “Iz losevskikh materialov v fondakh GAKhN” [From Losev’s Materials from GAKhN’s Archive], Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii, 2016, No. 3 (26), pp. 16‒31. (In Russian)
Rimondi, G. & Takho-Godi, E.A. (eds.) “Losev A.F. Materialy iz arkhiva GAKhN” [Materials froma GAKhN’s Archive], Voprosy filosofii, 2017, No. 11, pp. 89‒94. (In Russian)
Takho-Godi, E.A. “Vopreki ‘mificheskoy nezavisimosti filologii ot filosofii’: K istorii formirovaniya metodologii A.F. Loseva” [Contrary to the ‘mythical Independence of Philology from Philosophy’: On the History of the Formation of A.F. Losev's Methodology], Izvestiâ Rossijskoj akademii nauk. Seriâ literatury i âzyka [Bulletin of the Russian Academy
180 |
Философская летопись |
of Sciences: Studies in Literature and Language], 2020, Vol. 79, No. 6, pp. 64–72. (In Russian)
Takho-Godi, E.A. (ed.) “A.F. Losev. Dvadtsat’ pyat’ let raboty v oblasti klassicheskoy filologii (1915‒1940)” [A.F. Losev. Twenty-five years of work in the field of classical Philology (1915‒1940)], Izvestiâ Rossijskoj akademii nauk. Seriâ literatury i âzyka [Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language], 2020, Vol. 79, No. 6, pp. 56–63. (In Russian)
Takho-Godi, E.A. & Rimondi, G. “A.F. Losev o zadachakh muzykal’noi estetiki (novye materialy iz arkhiva GAKhN)” [A.F. Losev on the Aims of Musical Aesthetics], Voprosy filosofii, 2017, No. 11, pp. 79‒88. (In Russian)
Takho-Godi, E.A. & Rimondi, G. “Estetika kak ‘strogaya nauka’ (o dokladakh A.F. Loseva v GAKhN)” [Aesthetics as a ‘rigorous science’ (on A.F. Losev’s scientific papers at GAKhN)], Nauchnyj vestnik Moskovskoj konservatorii, 2016, No. 3 (26), pp. 8‒15. (In Russian)
Takho-Godi, E.A. & Rimondi, G. (eds.) “Lichnoe delo A.F. Loseva v arkhive GAKhN: materialy k biografii myslitelya” [A.F. Losev’s file in the archive of GAKhN: materials to the thinker’s biography], Filosofskii zhurnal / Philosophy Journal, 2019, Vol. 12, No. 3, pp. 151‒173. (In Russian)