Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №2, 2012
RobertBrandom. Perspectives on Pragmatism: Classical, Recent, and Contemporary. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2011. 222 p.
Новая книга одного из самых цитируемых и обсуждаемых в Европе американских философов, профессора Питтсбургского университета Роберта Брэндома посвящена проблемам семантики, феноменологии восприятия и лингвистики. Развивая идеи Витгенштейна, Куайна и Рорти (которого Брэндом называет своим «интеллектуальным наставником», Doktorvater), автор выдвигает оригинальный проект «прагматизации» аналитической философии – синтеза лингвистического анализа и прагматизма. Значительное внимание в книге, основу которой составили публикации, доклады и выступления Брэндома с 2000-го по 2011 г., уделяется классикам прагмаг., уделяется классикам прагматизма – Пирсу, Джеймсу и Дьюи, а также их европейским «предшественникам» – Гегелю, Дарвину и особенно Канту (развернутое введение к сборнику озаглавлено «От немецкого идеализма к американскому прагматизму – и в обратном направлении»).
Для Брэндома Кант – «прагматист avant la lettre». Трансцендентальavant la lettre» (с. vant la lettre». Трансценденталь). Трансценденталь). Трансцендентальная аналитика, говорит он, нанесла сокрушающий, но все же не смертельный удар по картезианскому дуализму и рационалистической метафизике. Человеческий разум, доказывал Кант, не «открывает» законы природы, а «производит» их, вкладывает в природу; наш космос несет на себе отпечаток нашей разумности, т. е. «концептуальной активности». Этим опровергалась старая позитивистская догма, согласно которой исследование природного мира начинается с наблюдений, из которых затем выводятся научные истины и теории. На самом деле, говорит Брэндом, что человек видит (содержание его представлений) зависит от того, как он смотрит на мир (нормативной практики, модуса operandi). За каждым «знанием что» стоит определенное «знание как»