Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №2, 2012

Аннотации

В.М.Межуев

Кому и зачем нужна сегодня философия?

По мнению автора доклада, философия нужна тогда, когда у части общества возникает потребность в личной свободе. Философия служит не власти, а обществу, состоящему из свободных людей, каждый из которых обладает собственным мнением и потому вынужден договариваться с другими. В условиях деспотической и тиранической власти, философия в ее собственном качестве была и остается языком не власти, а оппозиции, проясняющим и доводящим до сознания всех смысл и значение человеческой свободы.

Ключевые слова: философия, публичное пространство, десакрализация власти, демифологизация сознания, свобода, гражданское общество.

М.М.Федорова

Философия и политика

Статья посвящена исследованию сложных взаимоотношений между философией как особым типом знания и политикой как особым типом деятельности. В ней разбирается проблема сверхдетерминации политики философией, претендующей на знание конечных истин и разрешение проблемы общего блага. Автор полагает, что один из возможных путей снятия сверхдетерминации может указать хайдеггеровская новая онтология, в рамках которой по-новому рассматривается проблема соотношения теоретического и практического знания.

Ключевые слова: политическое знание, сверхдетерминация политики, различие, практическая философия, публичность.

А.А. Кара-Мурза

Как идеи превращаются в идеологии: российский контекст

Процесс превращения «идеи» в «идеологию» всегда включает в себя такие изменения как примитивизация, политизация, массовизация, нормативизация, монологизация; это процесс, в значительной мере спонтанный, неизбежный, прежде всего для эпохи массового общества. Особенное беспокойство вызывает ситуация в тех обществах (Россия принадлежит к их числу), где массовое общество получает полное доминирование над обществом гражданским, и где появляются не просто «идеологии», а тоталитарные репрессивные идеологии. Главным в таком случае становится вопрос: «Как не допустить тотализации идеологии?» Автор доклада выделяет три формы тоталитарной идеократии, обращая внимание на то, что все они используют сходный идеологический механизм – манипулирование понятием «историческая вина».

Ключевые слова: гражданское общество, публичное пространство, идея, идеология, В.Соловьев, Н.Бердяев, Ф.Степун.

Е.Н. Блинов

Cмутный субъект желания: московский курс Мигеля де Бестеги (аналитический обзор)

Мигель де Бестеги исследует проблему желания во французской философии тридцатых-шестидесятых годов двадцатого века. Интерпретация Кожевом раннего Гегеля была импульсом, вдохновившим французских Аннотации 159 мыслителей от Сартра до Левинаса на детальное исследование проблематики желания. Особое значение имеет концепция Лакана, так как именно в лакановской версии психоанализа идея желания как «нехватки» приобретает характер базового метафизического принципа. «Преодоление метафизики» предполагает новую трактовку желания, которая утверждается под влиянием пост-структуралистских и нео-ницшеанских концепций Делёза и Фуко.

Ключевые слова: желание, Кожев, диалектика Раба и Господина, Лакан, принцип нехватки, имманентность, Делёз.

А.А.Гусейнов

Что я должен не делать?

Статья посвящена возможности обоснования морального абсолютизма в рамках негативной этики, для которой основополагающим вопросом становится: «Что я должен не делать?» Негативный поступок – ключевое понятие негативной этики – поступок, который не совершается исключительно в силу морального запрета; он воплощает в себе характерные особенности морали, благодаря которым она становится предметным полем практической философии. Негативные поступки соответствуют критерию моральной абсолютности, они общезначимы, элементарны, совершаются исключительно в силу духовных принципов человека.

Ключевые слова: этика, негативная этика, негативный поступок, нравственная ответственность, моральная санкция, моральная абсолютность.

Лоренцо Винчигуэрра

Самоопределение «я»

Почему человек становится философом? Конкретнее: почему стал философом Барух Спиноза, отвергнув иные возможности, предоставленные ему судьбой? Ответ на этот вопрос автор статьи, известный спинозовед, ищет в самих сочинениях мыслителя, сопоставляя начальные страницы «Трактата об усовершенствовании разума» и некоторые пассажи из «Этики». Это исследование подводит его к заключению, позволяющему найти нечто общее у таких, на первый взгляд, разных философов, как Спиноза и Кьеркегор.

Ключевые слова: Спиноза, Кьеркегор, этика, Трактат об усовершенствовании разума

Е.В.Абрамова

Публичная сфера, городское пространство и новые медиа

Город и Интернет рассматриваются автором как места для производства публичного высказывания: многие активистские группы, созданные на основе самоорганизации, используют городское пространство и новые медиа (Интернет-сайты, социальные сети и блоги) для реализации своих политических проектов. Задача статьи - обозначить теоретические рамки развития концепции публичной сферы, в которых формируются текущие активистские практики, и показать новые возможности для политических групп, открывающиеся благодаря критическому подходу к проблеме производства публичной сферы.

Ключевые слова: публичная сфера, множественные публичные сферы, контр-публичная сфера, активистские практики, новые медиа, городское пространство.

Ф.Н Блюхер, С.Л. Гурко

Идеологические формы политической борьбы

В статье анализируется вопрос о том, почему идеология становится вновь актуальной. Авторы рассматривают соответствие трех типов отношений субъекта (к инаковости природы, к подобию другого и, наконец, к самому себе) и порождаемых ими трех типов вопросов – научных, этических и эстетических. Вопросы каждого типа тяготеют к тому, чтобы основываться на различных вариантах теории истины, – корреспондентной, когерентной и прагматической. По мнению авторов статьи, в том случае, когда гегельянская модель борьбы с максимально возможной ставкой заменяется современными формами имитационных псевдоконфликтов, преобладающей формой идеологии неизбежно становится эстетическая.

Ключевые слова: социальные отношения, принуждение к подчинению, технологии властвования, выбор будущего.

А.А. Крушинский

Диаграмматизация логических принципов в китайской логико-методологической традиции

Утверждается, что конвенционально знаковой (т. е. символьной) функции, характерной для фонетического письма в случае пиктограмм и идеограмм китайской письменности противостоит иконическая (в смысле Ч.С.Пирса), т. е. интегрированная в язык доязыковая изобразительная функция письма. Анализируется влияние принципиально асимволичной установки, отличающей китайский стиль мышления, на представление базовых логических принципов в китайской логико-методологической традиции.

Ключевые слова: визуальное мышление, образы (сян 象), схематизм, законы противоречия и исключенного третьего, логическая тавтология, геометризация логики.

М.А.Маслин

Философия А.И.Герцена сегодня

Статья содержит взгляд на философию Герцена как на органический компонент интегральной русской философии, а не какой-то ее отдельной части. Автор доказывает автономность философии Герцена и ее независимость от революционной или политической деятельности. Показана роль идеи свободы в качестве центральной в философии Герцена.

Ключевые слова: 200 лет со дня рождения Герцена, проблема свободы, единство русской философии, Герцен и Россия, Герцен и Запад. Герцен и Достоевский, Герцен и Толстой, Герцен и Леонтьев, Герцен и евразийство.

И.В.Ощепков

Трудная проблема сознания: мыслимо ли решение?

«Трудная проблема» сознания, сформулированная Д.Чалмерсом в 1995 г., и породившая новую волну интереса к феномену сознания в философии, предполагает некий парадокс. C одной стороны, автор, как и многие представители аналитической философии, готов предположить, что сознание связано исключительно с активностью мозга. С другой стороны, он сомневается, что ответ на вопрос «Как возможны qualia?» может быть дан в рамках научного подхода. Но не связано ли это просто с недостаточностью наших знаний? Или же решение в принципе немыслимо? В данной статье предпринята попытка разобраться в этом вопросе.

Ключевые слова: трудная проблема сознания, философия сознания, аналитическая философия, субъективный опыт, qualia, Чалмерс, Рамачандран.

И.Д. Джохадзе

Между «знанием как» и «знанием что»: Брэндом о семантическом прагматизме

Роберт Брэндом в своей книге о прагматизме рассматривает возможность «синтеза» двух философских традиций – англо-американской аналитической и прагматистской. Автор видит задачу в том, чтобы преодолеть дихотомию практического и теоретического, прагматики и семантики, «знания как» и «знания что». По мнению Брэндома, различные направления американского прагматизма – «лингвистический» прагматизм, «семантический», «нормативный», «инструментальный» и т. д. – по-разному решают эту задачу.

Ключевые слова: Брэндом, прагматизм, аналитическая философия, интенциональность, семантика, философия языка, значение, употребление, репрезентация, инструментализм

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№1, 2021№14, 2021фы№3, 2021фиж№4, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба