Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №2, 2016

Неля Мотрошилова
Гегель и Шеллинг о Джордано Бруно: два философских портрета в интерьерах эпохи и «вечности»
Просмотров: 899

доктор философских наук,
главный научный сотрудник сектора истории
западной философии. Институт философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
e-mail: motroshilova@yandex.ru

Два философских образа Джордано Бруно как «героической личности» и его идей о целостной «жизни универсума», созданные соответственно Гегелем (в лекциях по «Истории философии») и Шеллингом (в диалоге «Бруно»), рассматриваются в их парадигмальном значении для истории философии и для развития современной философской мысли. Центральный пункт гегелевского понимания роли Бруно в истории философии – это идея конгруэнтности личности Бруно и его философских принципов «абсолютного, универсального единства всех вещей». Диалог «Бруно» расценивается как важнейшая веха раннего философского развития Шеллинга, приобретающая трансисторическое значение для тех философов, которые стремятся установить единство мира и разума, материи и формы, природы и человека. К рассмотрению привлекаются классические бруноведческие произведения, связанные с именами П. Бейля, Д. Дидро, а также относящаяся к теме вопроса литература на немецком и итальянском языках, неизвестная в России.

 

Hegel and Schelling on Bruno: two philosophical portraits set against the scenery of the age and eternity

Nelly Motroshilova
DSc in Philosophy,
Chief Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow, 109240, Russian Federation
e-mail: motroshilova@yandex.ru

The two philosophical images of Giordano Bruno as a ‘heroic character’ and the corresponding representations of his ideas about ‘the life of the whole’ created, respectively, by Hegel (in his lectures on the History of Philosophy) and by Schelling (in the dialogue Bruno), are brought into consideration in their paradigmatic significance for the history of contemporary philosophy. The central point in Hegel’s understanding of Bruno’s role in the history of philosophy is the idea of an affinity between Bruno’s personality and the philosophical principle of ‘absolutely universal unity of all things’ avowed in his writings. The dialogue Bruno is considered here as one of the important waymarks of Schelling’s early philosophical development which attains a transhistorical paradigmatic significance for all philosophers striving after ultimate unity of world and thought, ‘matter’ and ‘form’, nature and human being.



Другие статьи автора: Мотрошилова Неля

Архив журнала
№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба