Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №2, 2016

Екатерина Шмелева
Городское «множество» и эстетика перформативности: новые формы публичной культуры
Просмотров: 866

магистр культурологии (НИУ ВШЭ). ГБОУ школа № 554.
Российская Федерация, 117209, г. Москва,
Перекопская ул., д. 7, корп. 3;
e-mail: Ekaterinashmeleva1@gmail.com

В данной статье предпринимается попытка преодолеть идею о конце публичной культуры. Обращаясь к концепции «множества» философа П. Вирно и идее перформативности Э. Фишер-Лихте, автор описывает игровое взаимодействие, построенное на физическом соприсутствии участников, как новую форму публичности, имеющую свои политические импликации. Статья начинается кратким анализом классических представлений о публичности и ее связи с идеей политического Х. Арендт, Ю. Хабермаса и Р. Сеннета. Затем автор обращается к современному теоретику П. Вирно и разбирает понятия «виртуозности» и «индивидуации», которые связаны с новыми формами труда и являются ключевыми с точки зрения политических свойств современного общества, описываемого через понятие «множество». Сравниваются модели старой и новой публичности. В качестве примера новых форм автор рассматривает феномен переноса театрального события в городское пространство. Осуществляется реконструкция возвращения театра в город как с точки зрения театральных процессов, так и с точки зрения урбанистических. По результатам обзора делается вывод о наличии политического измерения в коллективной трансформации повседневных норм через игру. В завершении статьи теоретические положения получают эмпирическое наполнение в виде анализа театрального проекта «Remote-Moscow», в рамках которого участники-зрители перемещаются в городе по заранее неизвестному маршруту и в своих действиях являются частью спектакля.

 

Urban ‘multitude’ and aesthetics of performativity: new forms of public culture

Ekaterina Shmeleva
MA in cultural studies (National Research University
Higher School of Economics),
teacher of the history of culture
and art at State gymnasium Nr. 554,
Perekopskaya Str.7 block 3
117209 Moscow, Russian Federation
e-mail: Ekaterinashmeleva1@gmail.com

This is an attempt to overcome the idea of the end of public culture. Parting from Paolo Virno’s concept of ‘multitude’ and Erika Fischer-Lichte’s idea of performativity, the author examines the phenomenon of game interaction, based on the physical co-attendance of participants, as a new form of publicity process which has certain political implications. After a brief analysis of the now classical view of publicity and its relation to the notion of the ‘political’ as developed in the works of Hannah Arendt, Jürgen Habermas and Richard Sennett, she turns to the contemporary theorist Paolo Virno and submits to a scrutiny the 30 Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. С. 375. concepts of ‘virtuosity’ and ‘individuation’ which are connected with new forms of labour and, therefore, attain a crucial importance from the perspective of political properties of contemporary post class society, best described through the concept of ‘multitude’. She then proceeds to comparing the new and the old models of publicity. Relocating a theatrical event directly into the urban space may serve a good example of the new form. It is possible to trace down the comeback of the theatre to the city from the point of view of the theatrical as well as urbanistic processes. Such observations lead to the conclusion that collective transformation of commonplace norm must have a political dimension. This can be illustrated by an analysis of the ‘Remote Moscow’ theatrical project where the public, who are both spectators and performers, are moving across the city on a previously unknown route, which constitutes the performance itself.



Другие статьи автора: Шмелева Екатерина

Архив журнала
№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба