Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №3, 2015

Ильшат Насыров
К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали
Просмотров: 677

Насыров Ильшат Рашитович – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник. Институт философии РАН. 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5; e-mail: ilshatn60@mail.ru

 

В общественном сознании бытует представление, согласно которому причина отставания исламского мира от Запада заключается в подчинении на мусульманском Востоке светского начала религиозному, науки – религии. В академических кругах имеет хождение точка зрения, согласно которой в угасании потенциала рационализма у мусульман и погружении в исламский мистицизм (суфизм) немалую роль сыграл крупнейший исламский теолог, философ и факих-правовед ал Газали ’Абу Хамид. Обычно те, кто считает ал Газали антирационалистом, стоявшим на антифилософских позициях, ссылаются на его труд «Избавляющий от заблуждений» (ал Мункиз мин ад далал), где он пишет, что на всех философах лежит клеймо неверия. Статья посвящена иному подходу к оценке отношения ал Газали к философии и рационализму в целом. Рассмотрены доводы, ставящие под сомнение утверждения о связи его деятельности с ослаблением и упадком рационализма в исламском мире. Согласно этому подходу, ал Газали критиковал не разум и рациональное, а критиковал претензии на абсолютизацию разума. Ал Газали продолжил рационалистическую линию исламской теологии (калам) в лице ашаризма и арабо-мусульманского перипатетизма, нашедшего наиболее полное выражение в учении Авиценны. Ал Газали разрабатывал свое учение с опорой на ряд основных положений философии Авиценны

Al‑Ghazzāli’s critique of philosophy

Ilshat Nasyrov
Ph.D. in Philosophy, Leading Research Fellow,
Department of Islamic Philosophy. Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
Volkhonka Str. 14/5, Moscow 119991, Russian Federation;
e-mail: ilshatn60@mail.ru

There is a stereotype that the reason why the Muslim world lags behind the West is that the secular in Islamic countries is subordinated to the religious power and science to religion. A very common point of view in academic circles is that a major role in the decline of rationalism in the Muslim world and the rise of mysticism belongs to the famous Islamic thinker and theologian Abū Hāmid al‑Ghazāli. Those who consider him an anti-philosophic irrationalist most often refer to his well-known book al‑Munqudh min al-Dalal (Rescuer from Misguidance) according to which all philosophers bear the stigma of unbelief and godlessness. The present article attempts a new approach to the study of al‑Ghazzāli’s critique of philosophy and rationalism in general. In the recent years, a number of scholars provided new evidence showing that al‑Ghazzāli never criticized reason and rationality as such, but rather the position which claimed for human reason the status of absolute validity. In fact, al‑Ghazzāli followed precisely the rationalist line in the Islamic theology (Kalam) and himself became a major representative of Islamic peripatetism most perfectly embodied in the doctrines of Avicenna. Thus, Al‑Ghazzāli’s theory of mystical cognition is based on Avicenna’s teaching.



Другие статьи автора: Насыров Ильшат

Архив журнала
№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба