Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №3, 2016
Вдовина Галина Владимировна –
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник.Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: galvd1@yandex.ru
В статье рассматривается интенциональная форма, или species impressa, – элемент когнитивной цепочки, который, с точки зрения схоластической философской психологии, обеспечивает контакт между познаваемой вещью и когнитивной способностью. В первой части статьи анализируется теория species, разработанная Августином, и введенные им понятия «впечатанной» и «распечатанной» форм. Во второй части статьи представлена схоластическая концепция species impressa, принятая в начале Нового времени. В ней напечатленной интенциональной форме приписывалась двойная функция: 1) активировать соответствующую когнитивную способность, чувственную или интеллектуальную, до-определяя ее до познания конкретной вещи, и 2) репрезентировать эту вещь, чтобы на основе такой репрезентации мог быть сформирован чувственный образ или понятие этой вещи. Для понимания сущности species impressa важно проводить различение между ее онтологической природой (все species суть реальные акциденции качества) и ее когнитивным содержанием (которое ирреально, но способно представлять реальные сущие, отличные от самой species). От понятий species impressa отличается тем, что играет роль виртуального знака внешней вещи, то есть знака, которым физически активируется когнитивная потенция. Понятие, напротив, есть формальный знак, формальная репрезентация вещи, и его единственная функция – репрезентировать вещь, не производя дополнительных физических действий в познающей душе.
Species impressa: on the intentional forms
in cognitive doctrines of post-medieval Scholasticism
Galina Vdovina
DSc in Philosophy, Leading Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences. 12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow, 109240, Russian Federation.
e-mail: galvd1@yandex.ru
The present article discusses the intentional form, or species impressa. It is an element of the cognitive chain, which, from the standpoint of scholastic philosophical psychology, delivers data about the object of knowledge to the respective cognitive faculty. In the first section the paper offers an analysis of the theory of species as developed by Augustine, and of the notions of “impressed” and “expressed” forms first introduced by him. In the second section the author proceeds to examine the scholastic theory of species impressa devised during the early modern period. This theory attributed to the impressed intentional form a double function, that is, 1) to activate the respective cognitive power, sensory or intellectual, subsequently redefining it to eventually achieve the knowledge of a particular thing, and 2) to represent that thing in order to form, through such representations, a sensual image or concept of it. To understand the essence of species impressa, it is important to distinguish between its ontological nature (all species are real accidents in the category of quality) and its cognitive content (which is unreal but able to represent a real thing, different from the species itself). The specific role of species impressa consists in being a virtual sign of an external thing, in other words, a sign that physically activates a cognitive potency.