Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №4, 2015

Оксана Коваль, Екатерина Крюкова
Путями герменевтики Хайдеггера и Гадамера
Просмотров: 933

Коваль Оксана Анатольевна
кандидат философских наук.
Русская Христианская Гуманитарная Академия (РХГА).
191011, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург,
наб. р. Фонтанки, д. 15;
e-mail: ox.koval@gmail.com

Крюкова Екатерина Борисовна
аспирант. Русская Христианская Гуманитарная Академия (РХГА).
191011, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург,
наб. р. Фонтанки, д. 15;
e-mail: antikukuruza@mail.ru

В статье предпринимается попытка проследить, в какой мере герменевтика фактичности, разрабатывавшаяся Мартином Хайдеггером в 1919–1923 гг. и получившая особое преломление в его знаменитом труде «Бытие и время», находит свое продолжение и развитие в проекте философской герменевтики Ханса-Георга Гадамера. Опираясь на мысль Хайдеггера о понимании как способе человеческого существования, Гадамер переносит фокус внимания с экспликации экзистенциальных структур на язык как пространство свершения понимания. В ходе сравнительного анализа двух философских теорий обнаруживается, что хайдеггеровский вариант герменевтики как бытийной самоинтерпретации Dasein получает свое завершение не столько в фундаментально-онтологических исследованиях, сколько в тематизации языкового характера мира, осуществленной Гадамером. Герменевтика фактичности Хайдеггера содержит двойной парадокс, с одной стороны, предполагая выстроить концепцию дотеоретического понимания, приравниваемого к фактической реализации жизни, а с другой – ставя перед Dasein заведомо невыполнимую задачу автореференциального постижения собственного бытия. Выведение Гадамером языка на первый план в качестве особого пространства смыслопорождения, от причастности которому человек обретает мир и свое место в нем, расширяет раннюю герменевтику Хайдеггера до универсальной модели понимания, мыслимого как событие языка. Языковая обусловленность человеческого бытия в учении Гадамера, подчеркивая ценность хайдеггеровского открытия онтологического измерения понимания, дополняет концепцию герменевтики фактичности и устраняет ее противоречия путем примирения теоретического и практического планов существования в единстве языка

In the footsteps of Heidegger’s and Gadamer’s hermeneutics

Oxana Koval
PhD. Russian Christian Humanitarian Academy (RHGA).
Fontanka River Embankment Str. 15, St. Petersburg
19101, Russian Federation;
e-mail: ox.koval@gmail.com

Ekaterina Kryukova
Graduate student.
Russian Christian Humanitarian Academy (RHGA).
Fontanka River Embankment Str. 15, St. Petersburg
19101, Russian Federation;
e-mail: antikukuruza@mail.ru

The present article attempts to retrace the extent to which the so-called hermeneutics of factical life, first elaborated by Martin Heidegger in 1919-1923 and later explored from a somewhat different angle in his famous book Being and Time, receives further development in Hans-Georg Gadamer’s project of a philosophical hermeneutics. Proceeding from Heidegger’s idea of understanding as the mode of human existence, Gadamer shifts focus from explicating the existential structures to the view of language as a space where understanding takes place. Comparative analysis of both theories reveals that Heidegger’s version of hermeneutics as an existential self-interpretation of Dasein actually attains its complete and definitive form not in his own studies of fundamental ontology, but rather in the thematization of the language character of the world as carried out by Gadamer. Hermeneutics of factical life contains a double paradox: on the one hand, it aspires to develop a theory of pre-theoretical understanding as equivalent to the actual realization of life while, on the other hand, making the Dasein face an a fortiori impossible task of achieving a selfreferential understanding of its own being. By putting it in the forefront the idea of language as a specific space in which the sense is born and where a person discovers the world and wins him- or herself a place in this world, Gadamer effectively extends Heidegger’s early hermeneutics into a universal model of understanding conceived as a language event. This view of human life as being conditioned by language emphasizes the value of the ontological dimension of understanding, discovered by Heidegger, and supplements the concept of hermeneutics of factical life, eliminating its contradictions by bringing together the theoretical and the practical planes of existence in the unity of language



Другие статьи автора: Коваль Оксана, Крюкова Екатерина

Архив журнала
№3, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба