ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №3, 2017

Фарис Нофал
Мурджиизм Бишра ал-Мариси: опыт контекстуальной реконструкции
Просмотров: 54

Нофал Фарис Османович
аспирант.
Луганский государственный университет им. В. Даля.
Украина, 91034, г. Луганск,
Молодежный квартал, д. 20а;
e-mail: faresnofal@mail.ru

В настоящей статье автор пытается реконструировать учение багдадского мутакаллима Бишра ал-Мариси. На основании детального анализа сохранившихся источников делается вывод о синтетическом характере системы мыслителя, вобравшей в себя элементы мутазилитских, джахмитских и традиционалистских теорий. Итогом первого в современном философском исламоведении исследования наследия ал-Мариси становится утверждение о «переходной» его ценности в качестве примера движения богословия от несистематичного вольнодумства VIII в. к школьной «схоластике» классической арабо-мусульманской философии. В статье вскрывается контекст теологических спекуляций Бишра; в частности, доказывается, что отдельные элементы его системы (например, учение о «присвоении» деяний) были переняты им у ранних мутакаллимов, в то время как основные положения его «мурджиитской» доктрины значительно развивают антиантропоморфную и провиденциалистскую парадигмы предшественников. Отдельно характеризуется метод мутакаллима, диалектически соединяющий силлогистическое следование «аналогии» с безоговорочным признанием примата ревелятивного «прецедента».

 

 

Murjiʼism of Bishr al-Marisi: an essay of contextual reconstruction

Faris Nofal
PhD student. Lugansk National
University named after V. Dahl.
20a Molodezhny kvartal,
Lugansk, 91034, Ukraine;
e-mail: faresnofal@mail.ru

In the present article, the author attempts to reconstruct the doctrine of Bishr al-Marisi, a Baghdаd mutakallim. A detailed analysis of the remaining sources allows him to arrive at the conclusion that Bishr’s thinking had a systematic and synthetic quality in that it incorporated the elements of Mu’tazilite, of Djahmi, and also of traditionalist theories. The main result of this paper, which is the first comprehensive survey of al-Marisi’s writing to appear in modern Islamic studies, consists in defining the ‘transitional’ value of his work as the evidence of theology gravitating from non-systematic freethinking of 8th century toward institutional ‘scholasticism’ of classical Arabic philosophy. Also, the author explores the background of Bishr’s theological speculation, showing that while some elements of the latter’s system (such as, e.g., the theory of ‘appropriation’ of acts) were indeed borrowed from the early mutakallimūn, the core postulates of his ‘Murji’ite’ doctrine are a genuine step forward in the development of the anti-anthropomorphist and providentialist paradigm of his predecessors. It is further demonstrated that Bishr’s method dialectically combines the syllogistic pursuit of ‘analogy’ with an unquestionable acknowledgement of the primacy of a revelatory ‘precedent’.



Другие статьи автора: Нофал Фарис

Архив журнала
№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2014№1, 2015№2, 2015№1, 2014№2, 2013№1, 2013№2, 2012№1, 2012№2, 2011№1, 2011№2, 2010№1, 2010№2, 2009№1, 2009№1, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба