Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №1, 2018
Шамилли Гюльтекин Байджановна
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник.
ФБГНУ «Государственный институт искусствознания».
Российская Федерация, 125009,
г. Москва, Козицкий пер., д. 5;
e-mail: shamilli@yandex.ru
Объектом исследования является структурная единица исторического нарратива, определяемая в источниках IX–XV вв. на арабском и персидском языках термином ẖabar. Центральный вопрос: является ли тип субъект-предикатного конструирования, или глубинная логическая структура предикации, протекающая по формуле S (процесс) P, основанием для построения структуры-ẖabar. Результат анализа различных текстов показал, что сообщение-ẖabar имеет единую структуру, не зависящую от грамматики языка, и реализуется в разных литературных жанрах на основе гештальта «опирания» как целостного образа, который материализуется как в вербальных, так и в невербальных текстах. Обоснована взаимозависимость методологии исторического знания и силовых линий смыслополагания изучаемой культуры.