Институт философии РАН
Тема выпуска: Эволюция творческого мышления
Отв. ред. А.С. Майданов
Такие особенности российского менталитета, как, например, мечтательность и оторванность от реальности, имели в науке весьма нелепые проявления, выражаясь, скажем, в склонности к различным утопическим проектам (вспомним лысенковские программы, идею построить коммунизм, проекты переброски сибирских рек и т.п.). Но эта же мечтательность нашла выражение в «романтическом сциентизме» – вере советских людей в то, что наше будущее ждет нас не на Земле – в скучных конфликтах между политиками, а в космосе – в увлекательных контактах с другими цивилизациями, и вообще науке по силам решить все основные проблемы человечества… Оторванность от реальности была во многом ответственна за отсутствие иммунитета к таким учениям, как марксизм, за утверждение «неонтологического» стиля мышления, характеризующегося выдаванием желаемого за действительное, за догматизм и «вербализм» общественной науки. Но она же способствовала большей раскрепощенности мышления и подчас давала, причем в массовом масштабе, те же эффекты, что и современные методы стимуляции творчества, такие, как брейнсторминг или синектика, основное назначение которых – освободить мышление от скованности логикой и реальностью. А.В. Юревич. Социально-психологические особенности российского научного мышления
А.С. Майданов
Некоторые парадигмы и приемы мифологического мышления
И.П. Меркулов
Древняя “магия слова” и эволюция искусства аргументации
В.С. Черняк
Эволюция творческого мышления в астрономии XVI–XVII вв.: Коперник, Кеплер, Борелли
А.В. Юревич
Социально-психологические предпосылки мышления Нового времени
С.Н. Коняев
Рефлексия ученых над эволюционными процессами в научном мышлении XVI–XХвеков
В.Л. Васюков
Научное открытие в контексте абдукции
Е.Н. Шульга
Рациональность в научном исследовании
Е.Н. Шульга
Рациональная герменевтика и паранепротиворечивость
Г.Ю. Мошкова
Научное исследование в контексте жизненного пути ученого
А.В. Юревич
Социально-психологические особенности российского научного мышления