Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2009

ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ТЫ БОЛЕН

altЗря (или, как минимум, чересчур поспешно) Нобелевский комитет вручал премии некоторым ученым за математическое моделирование экономики. А те, кто к подобными научным достижениям отнесся критически, как оказалось, попали в цель. Мировой кризис заставил многих экспертов утвердиться в этой мысли. Но только ли несовершенство экономического и финансового миропорядка он показал? Думаю, что нет. Помимо финансово-экономического измерения, наличие которого отрицать было бы наивно и нелепо, экономический кризис имеет личностную, нравственную, а главное — ценностную основу.
С одной стороны, об этом уже немало сказано. А с другой — когда я недавно напомнил об этом в очередной дискуссии, мне заметили: «Вам, церковникам, просто положено так говорить...» Как видно, тезис о связи экономического кризиса с духовными и нравственными проблемами, который часто защищают верующие, отнюдь не всеми воспринимается всерьез. А между тем это, к сожалению, не просто красивые слова, это наша реальность. Мы переживаем кризис общества потребления — общества, в котором вселенная призвана вращаться вокруг человека.
Мне возразят: человек стал центром мира далеко не сегодня. Конечно, антропоцентризм характерен и для античной культуры, в жизни христианской Европы он играет заметную роль в эпоху Возрождения, а позже всерьез заявляет о себе «проектом Просвещение». Но все-таки берусь утверждать, что у нынешнего антропоцентризма есть своя специфика и свои особенности, из которых в том числе и вырос кризис. Заключаются они в том, что вселенная вертится не просто вокруг человека, а вокруг его далеко не самых высоких потребностей, связанных прежде всего с областью материальных запросов. А ведь где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). И совсем уж актуально звучат другие слова Спасителя: Не можете служить Богу и маммоне (Лк 16:13). Ситуация кризиса, в которой мы живем, порождена служением маммоне.
В то же время сегодня справедливо говорят, что, кроме возникших проблем, кризис открывает определенные возможности. Например, наша ситуация — неплохой повод задуматься, что человеческий социум — это живой организм с взаимозависимостью людей и с их ответственностью друг за друга. Кстати, как раз об этом — о солидарности в ее исконном и глубинном понимании взаимосвязи людей в обществе — говорил Патриарх Кирилл на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде в прошедшем сентябре.
Попыткой не забывать об этом может быть, например, помощь ближним. Служба добровольцев «Милосердие» предложила своего рода девиз — очень точный, пронзительный: «Благотворительность закончилась — милосердие осталось!». Это значит, что сегодня благотворительность основывается не на больших пожертвованиях небольшого числа лиц, а на маленьких пожертвованиях десятков и сотен тысяч людей. А когда вносишь свою лепту, не можешь не чувствовать связь с другими, такими же, как ты. Потому что помогаешь конкретному детскому дому, конкретному больному лейкемией... И это влияет на жизнь человека в целом. Он начинает — пускай чисто интуитивно — жить по-другому. У меня есть твердое убеждение, что кризис может помочь человеку почувствовать присутствие Бога в его жизни. Не только потому, что в беде мы просим о помощи, а потому что начинаем задаваться вопросом: а для чего все это?  
Христианство полагает, что нарушение нравственного закона приводит к тяжелым последствиям, потому что этот закон так же объективен, как и любой физический закон, хотя не всегда его последствия столь же наглядны и мгновенны. Нынешний кризис — это именно демонстрация таких последствий. И в этом смысле у нас сегодня есть шанс остановиться и спросить самих себя: к чему человек должен в жизни стремиться? Потому что если мы, радостно провозгласив окончание рецессии, не попытаемся фундаментально изменить что-то в самих себе, повторение кризиса в будущем ждет нас с неизбежностью. Нормальный человек — вне зависимости от эпохи — не может не рефлексировать. А потому не может не понимать, что безудержная гонка потребления — это тупиковый путь, и идти по нему — значит обрекать себя на все новые и новые срывы.
В Евангелии от Иоанна (Ин 5:1-15) есть сцена у общественной купальни в Иерусалиме. Вокруг нее лежали больные люди. Раз в году в купель спускался ангел и волновал воду. Кто первый в эту воду входил — исцелялся. Христос спрашивает одного из больных — расслабленного, хочет ли он быть здоров. Это очень интересный момент; ведь Христос спрашивает не потому, что не знает ответа, а для того чтобы привести человека к какой-то мысли, дать задуматься о своем положении. Ведь хотеть исцелиться — значит покаяться в грехах и намереваться больше не грешить. Больной, к которому обратился Спаситель, страдал недугом тридцать восемь лет. В тексте Евангелия не сказано напрямую, ощущал ли он необходимость покаяния (скорее — да, потому что исцеление он получил). Но говорит он о внешнем, материальном препятствии: Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин 5:7). То есть для него вся его беда уже сводится к внешним факторам.
Евангелие — всегда о жизни. О нашей с вами жизни. И как бы и нам не забыть о первопричинах наших бед, сосредоточившись на внешнем...
Сейчас перед человечеством в целом и перед каждым индивидом в отдельности встал вопрос: «Понимаешь ли ты, почему ты болен?» И нам важно понять, что мы больны не потому, что нобелевскую премию кому-то дали ошибочно. К кризисной ситуации мы привели себя сами. Это — следствие той жизни, которую вели так или иначе мы все. Здесь со всей пронзительностью звучат слова апостола Павла: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал 6:7).
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба