В Санкт-Петербурге 7 августа скончался Сергей Щураков, руководитель оркестра «Вермишель» и аккордеонист классического состава группы «Аквариум».
Сергей Щураков был добрым другом «Фомы», музыка его группы сопровождала наши аудиопередачи, «Вермишель Orchestra» приезжала в гости на встречи с редакцией в Санкт-Петербурге. Смерть Сергея для нас была совершенной неожиданностью, ведь еще совсем недавно мы виделись с ним во время теплоходной поездки «Фомы» по Неве. Сергей говорил тогда нам о своих творческих планах, о том, что хочет изменить название группы на новое — «Византия»…
«Наша дружба с Сергеем Щураковым и оркестром «Вермишель» началась с момента, когда в «Фоме» было опубликовано интервью с ним, посвященное творчеству группы «Аквариум». — говорит Денис Маханько, директор Санкт-Петербургского представительства журнала «Фома». — В «Аквариуме», в так называемом «золотом составе» группы, Сергей играл на аккордеоне много лет. Плодом нашей дружбы стало то, что авторская музыка Щуракова была использована в проекте «Фомы» «Подкасты» — в озвучивании произведения писателя Максима Яковлева «Фрески».
8 июля Сергей дал один из своих последних концертов на встрече друзей журнала в Санкт-Петербурге. Музыкант посвятил этот концерт «Фоме». Для нас его смерть — огромная утрата: мы потеряли не только друга, но и гениального музыканта. Оркестру «Вермишель» прочили большое будущее: все надеялись, что с новым альбомом «Странник» (выход которого планировался на сентябрь), группа совершит рывок и выйдет из музыкального «подполья», обретет положенную ей популярность… К сожалению, этому теперь не суждено осуществиться».
Из интервью Сергея Щуракова журналу «Фома»:
— Мы договорились с моим другом пойти на Пасху в Духовную академию, а он предложил сначала зайти к Борису Гребенщикову. Вот такое получилось у нас первое знакомство: мы всю ночь стояли вместе в церкви на службе... Это был как раз начальный период моей веры: полгода назад я крестился. Тогда было такое время, когда хлынул поток синкретизма – буддизм, даосизм, – все это занимало огромное место в творчестве Бори, и все это было очень красиво. Но для меня это были не религии, а, скорее, культурные пласты, из которых можно черпать вдохновение. Религия же для меня была только одна. И альтернативы в этом не было.
— Как-то я разговорился со скрипачами о том, почему один известный в городе оркестр играет не очень хорошо. Мне ответили: а кто за такие деньги будет хорошо играть? Тогда я сказал: а почему, когда вы сдаете экзамен в Консерватории, вы стараетесь изо всех сил, ведь вам же там вообще денег не платят?..
Нужно стараться всегда все делать хорошо. Почему? Ну, это вопрос известный… Тут ответственность перед Богом, прежде всего. Ну, и перед людьми. Может, это – высокие фразы, но я не знаю, как по-другому объяснить.
— Я не родился для того, чтобы стать аккордеонистом, композитором, чтобы что-то сыграть, чтобы заниматься творчеством... Я надеюсь, не в этом смысл моего рождения… Думаю, что это все-таки вещи сопутствующие.
Сопутствующие Жизни. И тому, самому главному, что в этой жизни мы должны сделать. Может быть, пока мы играем на аккордеоне или на скрипке, или занимаемся чем-то другим, мы как раз к этому самому главному дорожку нащупываем. Я не знаю, каков замысел Бога в отношении меня. Но, конечно же, цель каждого человека – это возвращение в лоно Божие. Мне сложно представить другую цель.
|
Юрий Шевчук,
рок-музыкант, поэт, композитор, Санкт-Петербург
Я не был близко знаков с Сергеем, Царство ему Небесное! А музыку оркестра «Вермишель» я знаю. Гениальный музыкант и просто замечательный человек! Тем более горько, что вот скоро — 23 августа будет годовщина смерти нашего скрипача и гитариста Никиты Зайцева. Фактически они ушли от нас в один месяц, только с разницей в пять лет…
Мы всей группой «ДДТ» скорбим о Сереже, соболезнуем его семье, коллегам по оркестру. Я не раз бывал у них на концертах — слушать такую чистую, тонкую, виртуозную музыку было огромной радостью для меня. Музыкальный Петербург потерял одну из своих музыкальных жемчужин. Вечная память Сереже!
|
Всеволод Гаккель,
виолончелист группы «Аквариум» (1975-1990), основатель клуба «ТаМтАм», Санкт-Петербург
Как говорить об утрате?.. У меня никогда не находится подходящих слов для этого и мне сложно сформулировать в нескольких словах свое отношение к Сереже, к его творчеству. Я благодарен Богу за то, что наши пути с Сережей пересеклись, и мне посчастливилось быть его близким другом. Это была сильная личность, и при этом и он был нежным, мягким и кротким человеком.
Он был блестящим музыкантом и зрелым композитором. Жаль, что музыку «Вермишели», его детища, которому он отдал последние десять лет, мало кто знал и слушал. Насколько я могу судить, Сережа был больше известен как бывший музыкант «Аквариума». Музыка «Вермишели» мне очень дорога, и надеюсь, что те люди, которые не имели возможности оценить ее при жизни Сергея Щуракова, смогут открыть ее для себя сейчас.
|
|
|
Священник Виталий Магдеев,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Охте, Санкт-Петербург
Сережа окормлялся в приходе храма, где я служу настоятелем, и у нас с ним сложились очень теплые отношения, можно сказать, дружеские. Сергей был очень чистым, светлым человеком, вел церковный образ жизни, всегда старательно готовился ко Причастию, жил по заповедям Божиим…
Я думаю, сейчас, в память о Сергее, мы должны сделать так, чтобы люди узнали его музыку — музыку оркестра «Вермишель». Нужно больше эфирного времени, чтобы Сережино творчество нашло дорогу к людям. Когда он был жив, многие двери почему-то были закрыты для него. Программные директора говорили: «Хорошо, красиво, но уж слишком сложная это музыка — она нам не подходит». И Сережа очень переживал из-за этого...
|