Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2014
Отвечает Петр Стегний, доктор исторических наук, дипломат, посол России в Израиле в 2007–2011 гг.
Тема номера и конкретно — статья Валерии Михайловой «Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы. История любви. История лжи». Заслуживает уважения сама постановка вопроса. На образы св. прмч. Елизаветы Феодоровны и особенно ее супруга «налипло» много обывательской полуправды, а то и прямой лжи. Давно пора очистить от этого их имена! Опубликованные в последние годы многочисленные архивные материалы о семейной жизни великокняжеской четы позволяют, наконец, приступить к выполнению этой деликатной, но такой важной задачи. Глубокая и искренняя вера супруга привела в Православие Елизавету Федоровну, а память о Сергее Александровиче освящена любовью жены, своими руками собиравшей его останки, разметанные бомбой Каляева. Думается, автору удалось сделать первый шаг, найти верный подход к пониманию тайны этого брака.
Наиболее актуальным мне представляется интервью с Ф. А. Гайдой «Почему Синод не вступился за царя?» (с. 60). В нем остро поставлены вопросы, над которыми все мы мучительно размышляем — вечные вопросы оптимальной линии поведения в условиях глубокого кризиса или даже распада государственной системы. Поддержка Синодом в мартовские дни 1917 г. Временного правительства сегодня, с учетом последующих событий, выглядит поспешной. Вывод простой, но не теряющий своей актуальности, напрашивается сам собой: нужно уметь слышать тихие удары метронома истории.
Не только применительно к этому номеру, но и в целом в нашей православной публицистике не хватает материалов о противостоянии христианства агрессивному атеизму, глобальному наступлению неолиберальных ценностей. В январе этого года вместе с представителем Московского Патриархата мне довелось участвовать в организованной Ватиканом встрече европейских интеллектуалов, посвященной ситуации в Сирии. На меня произвело большое впечатление солидарное неприятие участниками встречи нападок неолибералов на традиционные религии, порой смыкавшихся с позицией исламистов. Думаю, что аналогичные мероприятия и материалы на эту тему могли бы серьезно способствовать борьбе за умы и души людей.
Рецензия на фильм Н. Михалкова «Солнечный удар» , хотя сам фильм посмотреть пока не удалось. Понятно, что разброс мнений о нем будет достаточно широк — как происходило со многими работами Михалкова последних лет. Важно другое: в позиции Никиты Сергеевича есть последовательность, ведущая к поразительным духовным прозрениям. Попытка взглянуть на историю России XX века сквозь призму духовных грехопадений, вырастающих в коллективный грех конформизма, в принципе представляется очень бунинской. И немного тютчевской: «Умом Россию не понять…». Мне в целом импонирует стремление Н. Михалкова вывести свой киноязык на уровень притчи. Может быть, действительно, смысл истории нам дано понять только на уровне интуиции?
О Белогорском монастыре, «русском Афоне», затерянном в пермских лесах, об удивительной истории его создания и возрождения новым поколением монахов-подвижников во главе с молодым игуменом Дорофеем. У этих мест есть особая, почти мистическая связь со Святой землей. Отсюда пошли корни создателя «русской Палестины», начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), представителя Императорского Православного Палестинского общества Д. Д. Смышляева, игумена Серафима (Кузнецова), создателя и начальника Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря (это он перевез останки Елизаветы Федоровны в Иерусалим). Удивительное, но пока недостаточно известное место.