Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2016

Что читать
Просмотров: 415

Журнал Фома.

1. Жизнь и вечность. 15 бесед о смерти и страдании

Беседы, отрывки из лекций, радиопередач, встреч митрополита Сурожского Антония

М.: Никея, 2016. — 240 с. (Слова Любви — книги Антония Сурожского).

mitr_antonii-_surozhskii-zhizn_i_vechnost-15_besed

 

 

 

Сборник «Жизнь и вечность. 15 бесед о смерти и страдании» — это беседы, отрывки из лекций, радиопередач, встреч митрополита Сурожского Антония, в которых он говорит о таких важных и сложных вещах, как страдание и смерть, дает им христианское осмысление. Владыка рассказывает много ярких случаев из своей собственной жизни, когда он, как врач и священник, встречался со смертью, рассуждает о страхе смерти, о страданиях детей, о Суде Божьем и о многом другом.

Темы смерти и страдания — очень трудные и болезненные, но это то, с чем нам приходится сталкиваться в жизни, хотим мы того или нет. По большому счету эта книга для всех — вопрос лишь в том, готов ли человек об этом думать и читать.

Несмотря на табуированность, люди, как показывает опыт, хотят говорить и слышать о смерти и страдании. Митрополит Антоний говорит об этом так, как мало кто из наших современников. Материалы, собранные в этой книге, являются плодом дара молитвенного созерцательного слушания, которым обладал владыка. Во всех его размышлениях мы видим личную веру в неокончательность смерти, в превосходство любви, в Свет Воскресения, который не затмит никакая тьма.

Владыка развеивает отношение к смерти как «к худшему, что может с нами случиться». В его словах много света, утешения, надежды и любви. Он говорит о смерти и страдании так, что страдать и умирать становится почти не страшно.

 

2. Толкование на книгу пророка Аввакума,

или Опыт библейской теодицеи

Киев: Богуславкнига; Красноярск: Енисейский благовест, 2015. — 400 с.: цв. вклейка 8 с.

prot_gennadii-_fast_tolkovanie_na_knigu_proroka_avvakuma

 

Оригинал-макет этой книги был подготовлен в Киеве и получил благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Это было в 2014 году, когда вопрос: «Господи, почему Ты попустил тор­жество зла и смерть невинных людей?!» — звучал особенно часто. «Это основной вопрос теодицеи, — пишет Геннадий Фаст в предисловии, — раздела богословия и религиозной философии, размышляющего над “проклятыми вопросами” бытия».

Теодицея — «оправдание» Бога. Над этой проблемой размышлял пророк Аввакум, чью книгу комментирует отец Геннадий, используя толкования отцов Церкви и различные иудейские и греческие источники, в том числе дохристианское кумранское толкование книги пророка Аввакума, и мнения современных богословов. «Эта краткая книга (пророка Аввакума. — Ред.) пронзительна и проникновенна в своем вопрошании к Богу о правде и справедливости. С жалобами недоумевающих людей пророк Аввакум стоит пред Богом. Именно в этой книге дается, может быть, самый лучший ответ, точнее рекомендация, мучающимся вопросами теодицеи».

Ответам на вечный вопрос «Господи, доколе я буду взывать, и Ты не слышишь?» и посвящена книга отца Геннадия. Ответы эти даются, помимо логичных и аргументированных рассуждений самого автора, устами учителей Церкви и писателей-классиков — от Пушкина и Лермонтова до Астафьева и Айтматова. Книга протоиерея Геннадия Фаста — серьезное и захватывающее чтение для тех, кто умеет думать.

 

 

3. Псалтирь. Опыт стихотворного переложения

Владимир Шумейко. Псалтирь. Опыт стихотворного переложения. М.: Фонд «Фома Центр», 2016. — 216 с.

 

psaltir-1

 

Это необычная книга, написанная необычным автором. Во-первых, не так уж часто пытаются делать поэтические переложения Псалтири, да и, как правило, такие попытки ограничиваются отдельными псалмами, а тут — целая книга, 151 псалом. Во-вторых, автор — Владимир Шумейко, председатель Совета Федерации РФ первого созыва. Он давно уже ушел из политики в частную жизнь, стал глубоко верующим воцерковленным человеком.

Книга родилась не просто так. Два года назад в семье Шумейко случилось горе, погиб его 17-летний внук Владимир, и Владимир Филиппович, молясь о нем, ежедневно читал и читает по одной кафизме из Псалтири. «В какой-то момент, — пишет он в авторском предисловии, — я почувствовал, что хотел бы поделиться своим переживанием текста с близкими людьми, не все из которых знакомы с церковной жизнью и традицией. Так и родилась эта идея — попытаться сделать опыт моего личного стихотворного прочтения Псалтири».

В своем переложении Шумейко в основном отталкивался от текста Синодального перевода, но ритмизировал его и заменял явно архаические, малопонятные выражения более современными.

Как отмечает в своем предисловии заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич, «…авторское переложение Псалтири В. Ф. Шумейко может быть в высшей степени интересным и полезным для тех верующих, которые желают глубже вникнуть в текст ветхозаветной библейской книги».

Несколько псалмов из книги:

В конец. Псалом Давида 14

Кто будет обитать в Твоём жилище,
Господи?
Или поселится кто на горе Твоей святой?
А тот, кто в правде,
И живёт кто непорочно,
Вещает истину от сердца своего.
Кто не клевещет языком своим,
Зла ближнему не делал никогда,
И на ближайшего не верил оговорам.
Тот, в чьих глазах презрен лукавый,
Кто славит Господа боящихся,
Кто клятву дав, её не нарушал.
Кто серебра в рост не давал,
Против невинных дар не принимал.
Так поступающий,
Не поколеблется во век.

Молитвы Моисея, человека Божия, 89

Прибежище Ты нам, Господи, из рода в род.
Прежде чем горы встали,
И была создана Земля,
И вся вселенная. От века и до века
Ты существуешь, Ты всегда!
Не повергай Ты человека в униженье,
Произнося:
«Вернётесь в прах вы, человеческие дети!»
Тысячи лет перед Тобой, Господь,
Прошли, как день вчерашний,
Как время ночной стражи.
Ничтожны человеческие годы,
Жизнь очень быстро увядает, как трава.
Вот, только утром расцветёт,
И вскорости поникнет,
А к вечеру осыплются цветы,
И пожелтеет она, и засохнет.
Вот так и мы, от Твоего гнева исчезаем,
И засыхаем мы от ярости Твоей.
Взираешь Ты на наши беззаконья,
Вся наша жизнь во свете Твоего лица.
Вот потому дни наши убывают,
И мы во гневе Твоём исчезаем.
Дни нашей жизни, словно паутина, улетают,
И мера нашей жизни – семь десятков лет,
А кто покрепче – восемьдесят лет.
К тому же тяжкий труд, болезни.
Но этим обретаем мы смиренье,
И назиданье получаем.
Кто же познает силу гнева Твоего,
И в страхе пред Тобой постигнет Твою ярость?
Поэтому, мне растолкуй, всё,
О Твоей карающей деснице,
И покажи мне тех,
Кто сердце мудростью скрепил.
Господи! К нам повернись лицом,
Доколе гневаться Ты будешь?
Будь милосерден Ты к рабам Твоим,
Пусть поутру исполнимся мы милости Твоей,
Господь!
Возрадуемся и возвеселимся.
И будем веселиться мы все дни,
Что нам осталось,
За дни, в которые Ты нас смирил,
За годы те, в которые мы зла хлебнули.
Взгляни Ты на рабов Твоих,
На тех, кого Ты сотворил,
Наставь их сыновей на правый путь!
Пусть будет свет Господа нашего на нас,
Исправь, что мы не так наделали руками,
Исправь дела рук наших!

Псалом песни в день субботний, 91

Как хорошо Господа прославлять,
И имени петь Твоему, Всевышний.
И утром возвещать милость Твою,
И истину Твою в любую ночь,
Псалтири десять струн перебирая,
Или, под сладкий гуслей перезвон.
Поскольку Ты, Господь,
Возвеселил меня творением Твоим,
Делами рук Твоих я буду восхищаться.
Как велики дела твои, Господь!
И недоступны пониманью замыслы Твои.
Так, недалёкий человек их не познает,
И неразумный не уразумеет их.
Тогда как грешники возникли, как трава,
И все, кто беззаконие творит, явились,
Чтобы исчезнуть снова навсегда.
Ты ж, Господи, Всевышний, на века.
Так вот, враги Твои, Господь,
Так вот, враги Твои исчезнут,
А все, кто беззаконие творит,
Уйдут по сторонам.
Возвысится мой рог, как рог единорога,
И буду в старости, как сыр кататься в масле,
И глаз увидит мой врагов моих.
И хитрецов, затеявших возню против меня,
Услышит моё ухо.
А праведники, как финиковая пальма,
Расцветут,
Возвысятся, как кедр ливанский.
Посаженные в доме Бога нашего,
Они в дворах Господних расцветут,
И будут размножаться
Даже и в старости глубокой,
И будут оставаться в добром здравии.
Да возвестят они, что праведен Господь,
Бог наш.
И нет неправды в нём.

 

4. Псалтирь. О культуре и не только

М.: Издательский дом «Городец», 2016. — 592 с. + 16 с. вкл. ил.

 


 

Сборник публицистических статей главного редактора газеты «Культура» Елены Ямпольской — знаковое явление в российской культуре. Написанные в «десятые» годы ХХI века, они глубоко и честно отражают и наше время с его противоречиями, и твердую гражданскую, этическую, нравственную позицию автора. Говоря о тех сражениях, которые ведут в СМИ представители разных политических взглядов, автор справедливо замечает: «Скажем прямо, в последние пять-семь лет на журналистскую долю выпало больше борьбы, нежели любви. Сегодня, осторожно празднуя победу здравых начал в современной российской жизни, мы припоминаем (либо открываем для себя заново), что борьба хороша, когда расчищаешь площадку. Для строительства нужна любовь». Любовь к «отеческим гробам», к родине, к ближним. К Богу, наконец. Красной нитью в книге проходит мысль о том, как важно, «ощущая себя частью мира, ни при каких обстоятельствах не забывать — кто ты, откуда, где твоя точка опоры…» Интригующие и мастерски подобранные названия статей: «Клавдия Шульженко против Кончиты Вурст» «“Тангейзер”: не диагноз, а симптом», «Николаю Носову — от благодарных лунатиков», «Вирус свинства», «Всероссийский недосып», ну и так далее — обещают чтение явно нескучное. О чем и о ком бы ни писала Елена Ямпольская: о губернаторе Белгородской области, композиторе Пахмутовой, писателе Крапивине, актере Евгении Миронове или монахах Псково-Печерского монастыря она пишет о судьбе российской культуры. Культура наша за последние 25 лет превратилась в тяжело больного, лежащего в боксе, куда может войти только человек с могучим иммунитетом. Или носитель заразы. Вот такой впечатляющий и очень точный образ создает Ямпольская и продолжает: но общество-то, несмотря на годы принудительной дебилизации через СМИ, сериалы и тупую бумажную жвачку модных писак, все-таки осталось психически здоровым. Есть у нас талантливые и честные руководители и бизнесмены, режиссеры и писатели, есть талантливая молодежь — о них эта книга. Книга Ямпольской рано или позд- но разойдется на цитаты. Ее речь точна, образна, глубока, остроумна. Автор — человек прямодушный и бесстрашный, ее высказывания остры, как клинок, выпады стремительны, она умеет разить хладнокровно и изящно, иронично и язвительно. Но все это — ради защиты тех ценностей, которые считает незыблемыми: родина, вера и — великая русская культура, которая испокон веку несет «радость, милосердие, утешение». Умная, цельная книга, которую хочется сделать настольной. «Период борьбы заканчивается. Начинается время созидания, время любви». ф. Наталья Богатырёва

Архив журнала
№1, 2019№11, 2018№12, 2018№8, 2018№9, 2018№10, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба