Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2020

Владимир Легойда
Разве это справедливо?

Журнал Фома.

Разве это справедливо?

Разве это справедливо?

Как-то моя 12-летняя дочка спросила: «Папа, ведь деньги — это же зло? Так почему их просто не отменят?» Я даже сразу не нашелся что сказать. Это вообще типичная ловушка вопросов о справедливости: чем проще кажется ответ, тем больше пугают его последствия. Кто у нас не знает, как лучше? Все знают. Только вот жить у нас почему-то получается… как всегда.

И еще полбеды, когда речь о сложностях и вывертах нашего земного бытия. Я вот дочке попытался как-то сформулировать, что, с одной стороны, стремление к социальной справедливости неизбежно, с другой — она, справедливость, малодостижима, а деньги сами по себе вовсе не зло. Надеюсь, более-менее получилось помочь ей разобраться. А вот если вопрос будет уже о справедливости высшего порядка?

В святоотеческих текстах многократно встречается мысль: не жди от Бога справедливости; если бы Он был справедлив, никто не избежал бы наказания.

И вообще, в идее бесстрастной справедливости есть что-то от безличного кармического закона. В религиях, этот закон исповедующих, некому адресовать свое «прости» — разве что если ты кому-то на ногу наступил. А вот если тебе самому на ногу упадет кирпич, — это, в логике кармы, обязательно должно было случиться, иначе и быть не могло. Мы, христиане, кстати, тоже порой слишком увлекаемся рассуждениями, что это, мол, не Бог наказывает, а человек сам на себя навлекает беду, как будто какой-то «закон», независимо от Божественной воли, обрушивает на нас все эти «кирпичи». Мне это кажется языческим упрощением.

И главное, в этом тоже нет справедливости. Понятно, если ты запойно пьешь, цирроз печени тебе вроде бы обеспечен, но даже в этом нельзя быть на сто процентов уверенным. Нет математически выведенной закономерности, что мужчина, выпивающий ежедневно бутылку водки, должен через определенное время получить это заболевание — кому-то и трех лет хватит, а кому-то и тридцати мало. Кто-то скажет — психосоматика, кто-то — что это связано не только с самим пьянством, но и со множеством других факторов. Но мы никогда не сможем все их оценить и вывести какую-то закономерность — как бы мы ни старались, что-то всегда остается для нас тайной. Причем сама эта попытка все просчитать как-то меняет наше отношение к добродетелям, к надежде, милосердию — загоняет их в алгоритм: если верно А, то из этого следует Б. И появляется уловка: «А если я пью и подаю милостыню, может, у меня и цирроза не будет? Или будет, но позже?»

Или вот такой пример. Скажем, ребенок поранил руку — ерунда, просто царапина, сейчас промоем перекисью, помажем йодом… А он плачет: «Не надо, не надо, пожалуйста, не надо!» В его сознании та боль, которую ты ему причиняешь, воспринимается как наказание. И ты объясняешь, что это ты его не наказываешь, а делаешь, чтобы ранка быстрее зажила, и если эту небольшую боль не причинить, она будет заживать дольше. Вот и мы нередко воспринимаем что-то — например, болезнь — как наказание, а это, может быть, просто лекарство, уберегающее нас от какого-то более тяжелого развития событий. Но и тут нет никакой математической логики: мол, раз человек ведет себя дурно, надо, чтобы у него открылась онкология, тогда он переосмыслит свою жизнь и исправится. Мне кажется, это не только упрощение, но и вызов Богу.

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь (Ис 55:8). А мы как будто отвечаем: «Да нет, Твои пути — это наши пути, мы всё здесь понимаем». Да не понимаем мы всего! И очень опасно, когда мы становимся такими безусловными толкователями путей Божиих, особенно в жизни других людей.
Да, 2020-й год как-то уж очень остро поставил перед человечеством вопросы о справедливости — и о земной, и о небесной. Как справиться с чувством собственного бессилия при виде происходящего вокруг? Как не потерять здесь надежду? Думается, важную подсказку дал нам однажды святой Серафим Саровский, который сказал: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». И который каждого приходящего к нему приветствовал словами: «Радость моя, Христос воскресе!»



Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба