Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2013

Оксана Головко
Детские художники долго не взрослеют

Об иллюстрациях Ольги Ионайтис

 

Мир, который создает художник Ольга Ионайтис в своих иллюстрациях, одновременно и волшебно-сказочен, и узнаваем. Конкретные вещи: фрагменты интерьера, одежды персонажей, порой пейзажи, национальный колорит — вполне вписываются в таинственную атмосферу сказки, и в самом, казалось бы, будничном окружении вдруг появляется таинственное существо, если и виденное когда-то, то только — в детских снах...

 

Ночь перед Рождеством

 

 

Н. В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Изд. "Росмэн", 2010.

 

 

 

Большинство книжных художников наделены такой способностью — когда ты читаешь текст, как будто кино смотришь. Ты не понимаешь, что это — буквы, а видишь фильм, цветной, яркий. В моем случае — только зарисовать надо, меняя стилистику, в зависимости от автора», — рассказывает Ионайтис о том, как появляются ее работы.

 

Однако «только зарисовать» выливается в сложный кропотливый процесс. Начало работы над книжными иллюстрациями — это всегда тщательный поиск материала, порой — командировки к «месту действия» с фотоаппаратом, просмотры множества и множества иллюстративных материалов (альбомы по истории костюма, интерьера, быта и так далее). Если произведение связано с каким-то конкретным временем, то получается целое исследование.

 

«Авторский текст, к которому я делаю рисунки, для меня всегда приоритетен, — рассказывает художник. — Допустим, с тем же Гоголем — нельзя уходить в сторону, я не могу дать этот материал так, чтобы там не было аромата эпохи. Могу позволить себе лишь посмотреть со стороны на описываемое, дать его так, как мне хотелось бы, но я не имею права уйти так далеко, чтобы это был уже не Гоголь, а, к примеру, Шарль Перро.

 

Когда делала рисунки к «Алтайским сказкам», поставила себе задачу показать реальные места, в которых происходит нечто чудесное. Чтобы человек, неважно, взрослый или ребенок, который никогда не был на Алтае, захотел бы поехать и посмотреть собственными глазами, как это все невероятно красиво — горы, озера. А тот, кто там был, чтобы эти места узнавал, и говорил: “Ой, мамочки, как же, вроде место очень знакомо, а там такое происходит!”»

 

Будучи профессионалом высокого класса, Ольга Ионайтис не разучилась смотреть на мир глазами ребенка. И дети, глядя на ее иллюстрации, наверное, просто узнаю´  т вполне им знакомое. А мы, взрослые, не художники, с помощью этих иллюстраций можем взглянуть на сказку изнутри — глазами мальчиков, наблюдающих за гаданием девушек, маленькой девочки, зачарованно слушающей рассказ деда (иллюстрации к сказам Бажова), малыша, сидящего на руках у матери (иллюстрации к гоголевской «Ночи перед Рождеством»)...

 

 Ночь перед Рождеством

 

 Н. В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Изд. "Росмэн", 2010.

 

 

 

 

 

«Мне кажется, что детские художники долго не взрослеют, — размышляет Ионайтис. — И это не инфантилизм. Это способность не утратить мировосприятие ребенка. Могу судить по моим друзьям, занимающимся книжной иллюстрацией — например, по художникам Максиму Митрофанову, Ирине Петелиной. Эта детскость проявляется в какой-то внутренней доброжелательности, способности очень ярко увидеть авторский текст и по-своему его интерпретировать.

 

Да и мне, в принципе, с детьми общаться очень легко. Гораздо легче, чем с подростками.

 

А вообще, мне кажется, что у всех художников детское восприятие.

 

Я помню, как очень давно одна пожилая художница мне сказала: “Олечка, Ольгой Ромуальдовной ты еще будешь, оставайся подольше Олечкой! Это же не возвращается. В мои 80 лет — это очевидно”».

 

Работы Ольги Ионайтис отличает доброта и приятие мира, пусть даже в нем существует зло. Но ведь любой ребенок знает, что зло пасует перед силой добра. И потому отрицательные персонажи в иллюстрациях художника — неприятные (как им и положено быть), но — не пугающие. Как Людоед в сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», нечисть в повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». А в гоголевской «Майской ночи» Ионайтис придумала ведьму так, что она вроде бы и есть на странице книги, а вроде бы ее и нет, то есть у ребенка есть возможность додумать, дофантазировать…

 

«В детской книге, мне кажется, не должно быть зла, — объясняет Ионайтис. — Я всегда считала, что у книжного художника, особенно у детского, — максимальная степень ответственности перед читателями. Ребенка в год-два родители вряд ли поведут в музей, и мультик чаще не включат, потому что берегут его. Но книжку, самую простую, картонную, детскую ему уже дают в ручки. И от того, насколько она хороша, зависит формирование вкуса ребенка. Цветовые пристрастия, восприятие сложности окружающего мира».

 

Наверное, у каждого есть книга, которая пугала в детстве своими иллюстрациями. «Ужас моего детства — книжка “В стране солнечных зайчиков” Всеволода Нестайко, — вспоминает Ионайтис. — Это история про мальчика, который попадает в страну Солнечных зайчиков, встречается с врагами зайчиков — господином Мраком, и другими гадостями. Мальчик попадает в пещеру 33-х несчастий, где живут болезни. И вот эту страницу я пролистывала, потому, что было страшно видеть, как мальчик стоит, прижавшись к двери, а к нему снизу лезут болезни».

 

Мне кажется, иллюстрации Ольги Ионайтис не могут испугать ребенка. А вот заворожить, подобно сказочному сну, — вполне.

 

"Буря"

 

 

У. Шекспир. «Буря» в пересказе И. П. Токмаковой для детей. 2007 г. Не издано

 

 

 

 

 

Ольга Ромуальдовна Ионайтис

 

Родилась 1 ноября 1965 года. В 1987 году закончила Московский полиграфический институт. С 1996 года — член Московского союза художников, секция книжной графики, член Союза художников России. Оформила более 90 книг для детей и взрослых. В 2002 году награждена премией «Детской роман-газеты» за серию иллюстраций. В 2006 году получила вторую премию в конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации «Лучший художник-иллюстратор» за книгу «Большая новогодняя книга». В том же году была приглашена с персональной выставкой на книжный фестиваль «Пражская весна» в Чехии. В 2007 году представляла выставку московских иллюстраторов в Русском центре в Варшаве. В 2008 году была участником Second Croatian Biennial of Illustration. В 2009 году после персональной выставки в Доме книги в Таллине принимала участие в TALLINN ILLUSTRATIONS TRIENNIAL. Среди книг, которые оформляла Ольга Ионайтис — «Хоббит, или Туда и обратно» Джона Рональда Руэла Толкина, «Сказы» Павла Бажова, «Вместе поиграем, вместе почитаем» Ирины Токмаковой, «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» Чарльза Диккенса, «Сказки» Шарля Перро, «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь, или утопленница» Николая Гоголя, «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского и многие другие.

 

 

 

 

 

 

П. Бажов. «Сказы». Изд. «Росмэн», 2009

 

 

 

«Алтайские сказки». «Издательский Дом Марджани», 2012

 

 

 

 

 

 

 «Детская роман-газета», иллюстрация, 2010

 

 

 

«Детская роман-газета», иллюстрация, 2012

 

 

 

 

 

книжная иллюстрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ч. Диккенс. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа». Издательство Сретенского монастыря совместно с изд. «Махаон», 2008

 

 

 

Иллюстрации Ольги Ионайтис.



Другие статьи автора: Головко Оксана

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба