Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2010

КЕМ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВИДЕТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В БУДУЩЕМ?

Иван Глазунов, художник, отец четверых детей, Москва

Искусство не передается по наследству

Конечно, будет хорошо, если дети пойдут по моим стопам, но заставлять их быть художниками я не стану. Приятно, что старшая дочь уже серьезно рисует. Но я не считаю, что ребенок должен непременно продолжать дело отцов, когда это касается искусства — это же не передача производства по наследству! Но если будут склонность и искренняя любовь к художественному творчеству, то дети, безусловно, получат мою поддержку.

А вот выбор  профессии — все-таки не сугубо личное дело ребенка, а семейное. Этот вопрос, по-моему, должен решаться совместно с родителями. Надо только присмотреться, к чему расположены наши чада. Ведь если у ребенка есть дарование, то нужно обязательно позаботиться и о создании среды, которая поможет ему себя реализовать. Можно мягко склонять его к какому-то выбору, ведь полагаться на абсолютную детскую свободу во всем невозможно. Все дети хорошо рисуют, поют, осваивают инструменты, но не все становятся поэтами, музыкантами и художниками.

Сейчас бытует мнение, что замечательное будущее для ребенка — это бизнес. Но мне было бы грустно, если бы мой ребенок жил ради зарабатывания денег. А если дети свяжут жизнь с Богом и Церковью, я буду искренне рад. Безусловно, хорошо, когда ты ощущаешь свое призвание к чему-то, когда тебя высоко оценивают — но ведь главное, чтобы тебя «признали» там, где ты окажешься после завершения земного пути.

 Диана Гурцкая, певица, заслуженная артистка РФ, воспитывает сына, Москва

Добрый человек — всегда успешный

Я думаю, главные достижения человека в жизни — доброта и человечность. Если ребенок вырастет добрым, любящим, отзывчивым, то он в любой профессии сможет добиться очень многого. И Бог такому человеку всегда поможет.

Мне кажется, что учитель, врач или священник не может быть недобрым человеком. Если мой ребенок станет хорошим учителем, который сможет передать свои знания детям и научить их бережному отношению друг к другу, — это лучше, чем если бы он стал «успешным» бизнесменом. А быть священнослужителем — это Божий дар! Сын-священник — это такая благодать, о которой любой родитель может только мечтать.

Моему сыну 29 июня исполнится три годика. Сейчас он безумно любит машины и без них своей жизни не представляет. Но когда он будет заканчивать школу и выбирать специальность, скорее всего, интересы его будут другими.

Я думаю, нельзя принуждать ребенка выбирать какую-то профессию, навязывать ему свою несбывшуюся мечту. Можно лишь подсказать или, скорее, подготовить его, подвести к тому возрасту, когда он сам будет готов сделать правильный выбор. Уже сейчас я делаю шаги в этом направлении: постоянно говорю с ним о доброте, о том, как с любовью относиться к окружающему миру и людям. Кому-то это покажется смешным: да что такой маленький ребенок поймет? Но он очень даже понимает, и хотя говорит еще не очень хорошо, слово это знает — «доблота».

 Константин Лихолат, частный предприниматель, воспитывает дочь, Санкт-Петербург

На своей земле

Прежде всего, я хочу, чтобы мой ребенок вырос достойным гражданином. Чтобы моя доченька искренне любила свою родину, уважала ее великую, неоднозначную, временами даже страшную историю. Чтобы любила родную землю такой, какая она есть, и старалась сделать ее лучше.

Я никак не могу согласиться с теми, кто видит будущее своих детей за границей. Может быть, меня воспитывали так: не ругать свою страну, а стараться здесь что-то построить. И к тому же, определенный вес в обществе, интересная и прибыльная работа у меня и у людей моего окружения появились именно здесь, в России.

Мне кажется, точка зрения «жить где угодно, только не в этой стране» — поверхностная. Конечно, легче приехать в сверкающий офис, обставленный по последнему слову техники, внести туда новый стол и начать работать. Но как придет, так и уйдет... А попробуйте въехать в кирпичные стены, с которых штукатурка сыплется! Отремонтируйте, подстройте это все под себя — и будете дорожить этим больше, чем «хлебным» местом в благополучной Европе.

 Николай Бурый, системный администратор, отец двоих детей, Березино, Беларусь

Будущее без компромиссов

Никогда специально не представлял себе, кем именно будут мои сын и дочь. Главное, по-моему, чтобы дети жили жизнью, посвященной Богу, чтобы не осуетились.

А профессия — это уже вторично. Особенно если работаешь не там, где хочется, а там, где придется: ты просто зарабатываешь этим на жизнь.

Вообще для меня работа и духовная жизнь — это разные сферы, не обязательно пересекающиеся. Они пересекаются, когда встает вопрос: пожертвовать своими принципами ради работы или нет? Надеюсь, что мои дети будут достаточно утверждены в вере, и им не придется идти на сделки с совестью, но хватит сил выбрать не хлеб и мучение от поступков-компромиссов, а хлеб и радость от исполнения Божьей воли. А приспосабливаться не нужно. Как поется в песне Андрея Макаревича, «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

 Анна Орлова, главный редактор журнала «Мамонтенок», пресс-секретарь Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, мать двоих детей, Москва

Сыт-обут-одет? Мало!

Вопрос, какую профессию выберут мои дети, не является для меня насущным. Они еще маленькие, но уже сейчас я рассказываю им о том, какие занятия существуют, в чем их прелесть. И я буду рада любому их выбору, если он позволит раскрыться их личности, стать свободными и уверенными в себе и своих силах людьми.

В нашей семье нет преемственности профессии. На мой взгляд, самое главное — это не навязывать ребенку свое видение его будущего и не ограничивать его свободу выбора. Ведь для того, чтобы человек был по-настоящему счастлив в работе, он должен свою работу любить. Для этого она должна быть творческой. Ведь человек, как и Господь, по сути своей творец! А творчески можно подойти почти к любой профессии. 

Но раскрыться в профессии может только тот человек, который с детства ощущает, что в нем нуждаются, искренне интересуются его жизнью — только тогда он способен быть открытым к этому миру, не воспринимать его враждебно.

Дети, жизнью которых родители мало интересуются, считая, что ребенок сыт-обут-одет, а остальное сделают сад-школа-телевизор, пронесут через всю свою жизнь целый набор комплексов и обид. Они никогда по-настоящему не смогут реализовать свои способности. Это, по большому счету, то же социальное сиротство.

А если ребенок с детства знает, что такое уважение и взаимопонимание, если он умеет сопереживать и сострадать, то уже неважно, какой «дом» будет построен на этом крепком «фундаменте».

 Галина Вайгер, член союза писателей России, специалист по связям с общественностью театра «Камерная сцена», мать троих сыновей, Москва

Хочу видеть их верными

Я почти уверена, что мои сыновья будут связаны с искусством. Все-таки воспитание и генетика берут свое! Папа — музыкант и режиссер, мама — писатель и театральный деятель. Старший уже учится на звукорежиссера, у него была своя музыкальная группа; средний заканчивает актерско-режиссерский колледж, младший тоже наверняка пойдет по творческому пути.

Было время, когда младший сын, Марк, говорил, что хочет стать священником, монахом. Мы с ним по несколько месяцев жили в монастыре в Сербии — там он алтарничал, сослужил митрополиту Амфилохию, человеку очень высокого духовного уровня. Я надеюсь, что это не пройдет для сына бесследно.

Чего бы я никогда не пожелала своим детям, так это идти в бизнес. Я думаю, что он делает людей жесткими, расчетливыми — у них работает только разум, а вот с чувствами проблема... Есть, конечно, исключения, но в целом это акулий закон жизни.

Но мое самое главное пожелание относится даже не к профессии, а к внутреннему состоянию детей. Я хочу видеть сыновей верными людьми. Верными семье, верными своему выбору, верными своей вере. Мне очень важно, чтобы дети пришли к Православию.

В конце концов, не принципиально, кем они будут — важно, какими они будут!

 протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей, Москва

Увлеченность жизнью и достойная цель

Мои дети могут выбрать любую профессию. Главное, чтобы они находились в гармонии с собой и с Богом. Например, одна из моих старших дочерей — историк, другая — физик. Совершенно противоположные сферы! И я поддерживаю их обеих.

Я не предпринимаю каких-то специальных усилий, чтобы дети пошли по моим стопам. Моя задача — научить ребенка пользоваться информацией, прислушиваться к Богу и к себе; и еще — помочь ему понять, к чему он больше склонен.

Очень важно, чтобы родители были чем-то увлечены: историей Второй мировой войны, фотографией или просто строительством дачи — да чем угодно... И тогда эта увлеченность (не обязательно точно тем же самым) передается детям. А уж дальше их Господь направит.

Если говорить о служении священника, то такой выбор должен делаться не в 16 лет. Я не сторонник того, чтобы ребенок сразу поступал в семинарию: можно и в армии послужить, и хорошее светское образование получить — это действительно помогает понимать других людей и, что называется, разбираться в повестке дня.

Вообще традиционно выделяют четыре профессии, которые приносят человеку максимальное удовлетворение: это священник, врач, учитель и военный. Они связаны со служением и приносят зримую пользу: человек чувствует, что не зря живет. Карьера, заработок — это тоже важно. Но если вы ставите перед собой достойную цель — Господь выстроит все вокруг нее.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба