Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №1, 2018
Статья представляет собой критический комментарий российского исламоведа на недавний тематический выпуск журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный междисциплинарному изучению современного ислама в России и за рубежом. Основываясь на богатом опыте архивной и полевой работы среди мусульман на российском Северном Кавказе, автор обсуждает сильные и слабые стороны современной научной литературы о реформаторстве в исламе. Основное внимание обращено на ее нарративы и языки научного описания. Похоже, что ученые преувеличивают значение сопротивления, модернизации и реформирования мусульманских обществ. Тематический репертуар ислама в модерном историческом контексте в действительности намного богаче. Более того, заявленные в номере проблемы обычно продолжают рассматриваться согласно ошибочным эссенциалистским постулатам времен колониализма и «холодной войны». Автор доказывает, что нарратив исламской реформации, предложенный Ириной Стародубровской, не подходит для исследования проблем современных мусульманских обществ в России и за рубежом. Он лишь декларирует междисциплинарный диалог, но не находит поддержки у большинства специалистов, занимающихся мусульманской проблематикой нового и новейшего времени. Вместо конструирования новых метанарративов автор предлагает коллегам искать альтернативные и не столь эссенциалистские теоретические модели, в которых следует обращать больше внимания на самих мусульман как активных игроков в современном глобализированном мире, изучать конкретно их религиозные дискурсы, практики и социальные сети.