Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » г№3, 2021
Людмила Сукина
доцент, заведующий кафедрой подготовки кадров высшей квалификации
Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН
(Переславль-Залесский, Россия)
lbsukina@gmail.com
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ прием «икона в иконе» в последнее время стал уже традиционным объектом внимания исследователей русской иконописи. Во многом это произошло благодаря публикации труда Э.С. Смирновой «“Смотря на образ древних живописцев…”: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси»1. Часто этот прием использовался в богородичных иконах XV–XIX вв. с клеймами акафиста или чудес/истории образа. Вслед за Э.С. Смирновой исследователи обычно указывают две цели создания таких икон: почитание самой Богородицы и научение молящихся чтить иконописные образы Богоматери. Однако анализ истории создания и иконографии икон с клеймами сказаний о прославленных богородичных образах позволяет выделить еще один специфический аспект их предназначения, который ускользнул от внимания историков искусства.