Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2015

Дарья Дубовка
Забытое время, или Практики самотрансформации в современном православном монастыре

Forgotten Time, or Techniques of the Self in Contemporary Orthodox Convents

Daria Dubovka —
Museum of Anthropology and Ethnography
(St. Petersburg, Russia).
ddubovka@gmail.com

According to secular views, some religious techniques of the self, such as complete subordination of a person to spiritual leader, seem to violate basic human rights, and hence unacceptable. Conversely, religious traditions have different views on the subject and his / her good, and how this good can be achieved. In today’s world, however, religious groups have to relate their views with the secular environment, and, therefore, some self-cultivation techniques represent a mixture of different worldviews. This article examines the techniques of the self in contemporary Orthodox convents. It explores how the notion of spiritual growth is influenced by an inner contradiction within the Orthodox Christian concept of sainthood — namely, between the deep perception of one’s sinfulness and the rising of virtues. The secular understanding of time, which exists in today’s monasteries, emphasizes this contradiction and puts into question the possibility of spiritual growth. By concentrating on diachronic dimension of self-transformation techniques, this article challenges current understanding of the secular and non-secular agency.

 

В КОНЦЕ XIX в. зарождавшаяся антропология не осталась в стороне от общенаучного тренда — эволюционных схем, согласно которым на смену религиозным верованиям должны были прийти научные знания. Однако в течение следующего столетия рост влияния политического ислама, всплеск неопротестантских движений и интерес к эзотерическим практикам доказали необоснованность ожиданий скорого наступления секулярной эры. Более того, предметом аналитического рассмотрения антропологов становятся не только религии, но и сам секуляризм как специфическая идеологическая система с особой диспозицией власти, определенными представлениями о субъекте, пространстве и времени, а также о легитимных способах аргументации. Западная норма отношений государства и религиозных институций была пересмотрена: вытеснение религии из сферы публичного теперь описывалось не как единственный, а как только один из возможных путей в истории государств. Секуляризация тоже стала рассматриваться как неоднородный процесс, по-разному протекающий в разных странах. Одной из самых острых тем, изучаемых антропологией религии, стал анализ практик, которые люди используют для достижения духовного роста. Некоторые из таких практик противоречат нормам западной секулярной субъектности. Таковы, например, популярные в разных религиозных учениях требования подчинить собственную волю воле другого субъекта или предписаниям традиции. Как описать оскорбления и унижения человека, если сам верующий склонен считать свои страдания очищающими душу?



Другие статьи автора: Дубовка Дарья

Архив журнала
№3, 2020№1, 2021г№3, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба