Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №2, 2014
Раджив Бхаргава: На мой взгляд, говорить о кризисе секуляризма как такового едва ли оправданно. Скорее сегодня мы имеем дело с кризисом тех моделей секуляризма, которые сложились в ряде западных обществ, а затем были перенесены в иные культурные и исторические контексты. Соответственно, для меня упоминаемый кризис секуляризма — это повод уйти от доктрин, вытекающих из опыта светских государств Запада, и сконцентрироваться на анализе нормативных практик иных государств, в частности, обратиться к опыту Индии. Сделав это, мы сможем взглянуть на секуляризм иначе: мы увидим его как особую морально-этическую позицию, направленную не против религии, но против религиозной гомогенизации и институализированного (меж- и внутриконфессионального) доминирования. Моя позиция такова: из всех доступных нам вариантов секуляризм остается самым лучшим инструментом для работы с усиливающимся религиозным многообразием и теми проблемами, которые это многообразие порождает