Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №3, 2017

Алексей Зыгмонт
Образ солнца в философии сакрального Жоржа Батая

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ история сакрального сегодня — весьма активно развивающаяся область исследований. Это обстоятельство во многом связано с тем, что доверие к этому понятию в качестве эмпирической модели чем дальше, тем больше идет на спад, и все чаще оно представляется как идея, обусловленная местом и временем своего появления (Западная Европа, рубеж XVIII–XIX вв.), представленная в специфических литературных, философских, теологических, научных и т. д. памятниках и в этом качестве нуждающаяся в рефлексии как отдельный этап в осмыслении религии в западной культуре в целом и научной мысли — в частности. Для этого направления исследований Жорж Батай — один из ключевых авторов, проложивший путь от классической теории сакрального во французской социологии (Э. Дюркгейма, А. Юбера и М. Мосса, Ж. Дюмезиля, Р. Герца) к неклассической, условно-философской: его теория сакрального оказала влияние на таких мыслителей, как Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева, В. Янкелевич, Дж. Агамбен и т. д. С другой стороны, некоторые российские и западные исследователи сегодня ищут пути ее приложения к эмпирическим исследованиям в сфере религиоведения. Во Франции же интерес к этой конкретной его теории оказался невелик: в недавно вышедшей фундаментальной работе Камиля Таро «Символическое и сакральное» имя Батая даже не фигурирует3. Причиной этому послужило то, что на родине его тексты воспринимают прежде всего как литературу.

 

The Image of the Sun in Georges Bataille’s Philosophy of the Sacred

Aleksei Zygmont
National Research University
“Higher School of Economics”
(Moscow, Russia).
az09@mail.ru

This article considers the image of the sun in Georges Bataille’s philosophy and its position in relation to his theory of the sacred. The author puts forward the hypothesis that the sun as a conceptual metaphor accumulates meanings, notions, and intuitions that are later attributed to the sacred and are finally inscribed in its composition. Among the probable points of intersection the following concepts are considered: the ambivalence of the sacred, loss of subjectivity as religion’s main point, the unreal, the monstrous, the opposition of heterogeneous/homogeneous, violence, death, etc. The conclusion is drawn that the sun expresses the human being’s violent transition to another state, which could be associated with the opposite side of reality, i.e. with the sacred. The author also analyzes the role of this image in Bataille’s epistemology, which interprets cognition as religious ecstasy and the destruction of the subject-object relation with its object in favor of identification with it. Toward the end of the article the image of the sun’s place in the philosopher’s later work is considered, and it is concluded that it is inscribed in the structure of the sacred via the concepts of sacrifice and expenditure.

 



Другие статьи автора: Зыгмонт Алексей

Архив журнала
№3, 2020гос№1, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№1, 2019№4, 2018№2. 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№4, 2016№2, 2016№3, 2016№1, 2016№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№3-4, 2012№2, 2012№1, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба