Журнальный клуб Интелрос » Гуманитарные науки » №1, 2017
Иванова Валерия Айбасовна,
д-р филос. наук, доцент,
профессор кафедры «Философия, история и право»,
Барнаульский филиал Финуниверситета,
Барнаул, Алтайский край, Россия
vaivanova@fa.ru
В настоящее время существует распространенное мнение о строгой однозначности языка науки, особенно в естественнонаучном дискурсе. Вместе с тем подобные представления о языке науки могут быть одной из методологических причин недостаточно глубокого понимания инноваций и прорывов в науке, они затрудняют рост научного знания в целом, формируют барьеры в гносеологическом горизонте не только у самого ученого, но и у его учеников. Данное исследование проведено с целью выявления особенностей динамики языка науки в росте научного знания. Обнаружить специфику таких процессов возможно с помощью гипотетико-дедуктивного метода, позволяющего выявить особенности такой сложноорганизованной системы, как язык науки, и принципа противопоставления категорий материального и идеального. Ведь язык науки не только отражает все разнообразие структуры научного знания, но и сам влияет на генезис и трансформацию научного дискурса в целом. В данном исследовании анализируется однозначность языка науки и делается вывод о ней как об идеале организации научного знания, достижимом в «нормальной» науке. Для этого проведено исследование роли метафоры во взаимосвязи с принципами наглядности науки. Полученные выводы позволяют более глубоко исследовать структуру научного знания в целом, особенности функционирования языка конкретных наук, способствуют развитию аналитических и эвристических способностей студентов и молодых ученых.
CHANGEABLE RIGOR OF THE LANGUAGE OF SCIENCE
Ivanova V. A.,
Doctor of Philosophy, associate professor,
Professor of “Philosophy,
History and Law” department, Financial University,
Barnaul branch, Barnaul, the Altay Region, Russia
vaivanova@fa.ru
Nowadays there is a widely spread opinion about strict monosemy of the language of science which often occurs in general scientifi c discourse. However, such concept of the language of science can be one of the methodological reasons which prevent deep understanding of the importance of innovations in science, tie up the development of scientifi c knowledge in general and create barriers in the theory of knowledge. The research has been conducted to point out the peculiarities of dynamics of scientifi c language in the process of scientifi c knowledge growth. Hypothetico-deductive method and the principle of opposition of material and ideal categories help to reveal special characteristics of such a complex system as the language of science. The language of science not only refl ects the variety of scientifi c knowledge structure, but also has an impact on the genesis and transformation of scientifi c discourse in whole. In the research monosemy of the language of science is analyzed and defi ned as an ideal model of scientifi c knowledge arrangement, which can be determined as a new stage of scientifi c knowledge development. The analysis of the role of metaphoric expressions taken in conjunction with visibility principle has been carried out for this purpose. The conclusions reached in the research let study the structure of scientifi c knowledge and performance features of the language of a concrete science deeper, promote the development of analytical and heuristic abilities of students and young scientists.