Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Интерпоэзия » ин№4, 2021

Ирина Котова
Памятник рыбе на дне Москва-реки

Ирина Котова

 

 

ПАМЯТНИК РЫБЕ НА ДНЕ МОСКВА-РЕКИ

 

вступление

 

чтобы отвлечься от боли 

умирающий ирод казнил своего сына

четырнадцать тысяч младенцев вылезли через язвы его кожи

 

так всегда вылезают

наши «лучшие» воспоминания 

 

 

1 – тульская-нагатинская

 

в тот день мы говорили об установке памятника рыбе

на дне москва-реки

ты то брал то отпускал мои ладони

и они стали походить на птиц

со сложенными крыльями

под ногами скрипели раздавленные улитки

под ногами скрипели бобины от магнитофонов

их ленты от ветра поднимались в воздух

закручивались на наших шеях

и

звучала музыка

 

на экранах tv

мелькали выборы перезидента

мелькало евровидение с победой ирландцев

мелькали чечня-абхазия-грузия

мелькала мода на позитив

на высокий тонкий каблук

на торговлю пушечным мясом

 

итак

мы говорили об установке памятника рыбе

в это время

под нашими ногами

женщина с коляской вошла в метро

в коляске – двойня: мальчик/девочка

 

когда-то

она сложила в одно целое отца-сына/отца-бога/бога-сына/сына-рыбу

так бывает в самой старой молитве о любви

в единстве несхожести/бескожести

что раскрывает выходы

на все крыши

 

в это время

мать сына покупала пирожки в буфете

(пусть отец думает: она – хорошая хозяйка)

 

в это время

шахид потянул за кольцо

 

стёкла разлетелись

изрезанными птицами моих ладоней

 

в огне

мальчик/сын-девочка/мать-отец/бог

превратились в крик-дым-тьму тоннеля

 

в тот день я сняла кольцо

с безымянного пальца птицы

и бросила в реку

 

 

2 – любовь

 

газовые камеры изобрели неудачники

так они учатся играть в шахматы – говоришь ты

на моей черно-белой доске – пусто

потому

я повторяю себе: всё в порядке

 

ты – моя любовь во множественном числе

перетекающая от одного до другого камня

в камне она застывает и движется дальше

движется пока я разрешаю себе быть счастливой

движется

оставляя приметы

в ямочках на щеках-походке-речи-оттенках боли

 

но если обернуться

камни напоминают шахматные фигуры

и я кричу по ночам

 

 

3 – жилые дома

 

от одного до другого теракта

молочные зубы моей дочери

не успели смениться на постоянные

 

через неделю после взрыва жилых домов

я ночую в спальном районе

сквозь тюль светятся огни многоэтажек

все они взрываются в моей голове

вначале – тяжестью содержимого оседая на место перелома

потом – распадаясь на крупные куски

потом – от удара о землю превращаясь в пыль

как множество молний

острые куски арматуры

проходят сквозь человеческие-собачьи-кошачьи тела

расчленяя-разбрасывая-сшивая

всё вместе спрессовывается грудой мусора

грудой без имен-лиц-голосов-эмоций

 

всю ночь кажется:

под кроватью черви грязных корявых пальцев

соединяют провода

заводят часовой механизм

 

та взрывчатка напоминает сахар

такой белый сладкий сыпучий сахар

в сильной руке спецслужб – шепчу я

смиряясь со сном

вечным сном

когда умрут все твои любовники –

женюсь на тебе – отвечаешь ты

 

кладешь свою руку на мой живот

 

–––––––

мы босые стоим на горохе

иконы глядят исподлобья

в пломбах их вековых

твои затерялась шаги

все шаги – без имен

но при чем имена

если

снова и вновь

бьют куранты по лбам

 

все мы спятим

на этом горохе

 

 

4 – дубровка

 

иногда человек становится коллайдером

иногда коллайдер – человеком

в любом случае – частицы сталкиваются

происходит взрыв

 

навсегда

в глазах – готическая картина:

мертвые женщины в черном

 

навсегда

три дня/три ночи

как в трансе

смотрю в экран телевизора

прогуливая работу

три дня/три ночи

люди в зале дома культуры

испражняются возле кресел

страдают от жажды-голода-болей

судорожно цепляются за остатки энергии мобильных

три дня/три ночи ждут смерти

 

и она наступает

 

такой неожиданный happy end –

утверждают сми

 

тогда

ты берешь телевизор

выносишь его на помойку

наливаешь мне чай

 

через месяц я открываю книгу

в ней – билет на спектакль

 

тот самый спектакль: дата-ряд-место-

мертвые женщины в черном

 

–––––––

иногда вся планета оказывается на концерте

в ночном клубе

на всех запястьях – одинаковый знак

 

как светлячок в темноте

 

 

5 – волки

 

стая бездомных одичавших собак

напоминает осенние листья

когда в лесопарке они поднимаются на ноги

и начинают двигаться в мою сторону

я перестаю считывать их как своего пуделя

мне страшно

это волки – говоришь ты

я не верю

 

возле станции метро – тоже собаки

они натасканы на взрывчатку

их держат на поводках кинологи-полицейские 

 

женщины закрывшие лица/тела черным

сидят в вагоне

переговариваются на своем языке

если они поправляют складки одежды или заглядывают в сумки

у каждого пассажира маленькими острыми когтями

пробегают мурашки по спине

на остановках почти все люди

вываливаются на перрон

ждут следующего состава

 

в один из вечеров в вагон входят четверо

четверо накаченных бритоголовых славян

ногами разбивают несколько ламп

нещадными точными ударами

превращают в кровавое месиво

случайного черноволосого юношу

оцепенение до удушья сковывает воздух

тогда ты встаешь

и выкидываешь гопников в открытые двери

 

рыба создает звуки

с помощью специальных мышц-костей черепа-плавников –

говоришь ты уже не улице

жаль их никто не слышит – думаю я

 

вглядываюсь в омут/муть неба

 

 

6 – беслан

 

бог подъезжает

на гангстерском автомобиле

насильно пытается спасти

от насилия

 

божье общество

прозрачным желе медузы

окутывает божью дочь:

ешь-пей-дыши

переваривает

надевает цепи-насилует-распинает

 

тот кто заглядывает в дверь

продает ее за монеты

сладко звенящие в карманах убийц монеты

с любовью

к божьей дочери/божьим людям

 

через год

в школе беслана

боевики захватывают детей

более тысячи детей

автоматные очереди

наполняют кровью

пробирки в классной комнате химии

книги в классной комнате литературы

делают прозрачными

стены мира

 

небо догвилля наполняется

неожиданными/нежданными тенями

трансформируется в потолок школы

 

 

7 – диалог

 

я: через неделю после теракта

о нем помнят лишь пострадавшие

 

ты: стоит ли ради лунной дорожки в море

переносить луну на другую сторону неба

 

я: вспоминается одноклассник

первоклашка с тоненькой шеей

вундеркинд –

складывал и делил в уме миллионы

но падал в голодный обморок на уроках

 

ты: гибель моллюсков всех побережий мало кого тревожит

 

я: говорят

азиатов закапывают в строительные ямы

из экономии

 

ты: все строители бункера сталина были расстреляны

для безопасности

 

я: прежде чем разрезать живот

хирурги рассматривают татуировки на нем

размышляя над значением каждой

но важно ли это

для операции

 

ты: что важно?

 

я: путь

от тысячи тысяч смертей

к единственной

 

ты: неужели никто не делится с ним бутербродом

 

 

8 – река

 

река полна бликов –

осколков стекол очков близорукого

река полна отстраненных страхов

река полна рыбой в садках

с похмелья оставленной рыбаками

 

география/геометрия наших ладоней

наполняется той рекой

расползается в стороны

становится линиями истории

 

где смерть больше жизни

численностью-напором-привычностью

 

 

9 – пианино

 

старое пианино везут на повозке по полю

юноша-девушка/девушка-юноша

выросшие на ножках буша

как взрывчаткой

начиненными нитратами-антибиотиками-гормонами

не знающие жизнь без терактов

 

девушка/юноша

играют на пианино в четыре руки

прощальную мелодию

 

вдалеке видны ленты костра

что съедят пианино

очень скоро съедят

 

к тому костру

волк приносит чужое дитя не тронув

 

кому будем ставить памятник:

рыбе/богу на дне москва-реки

или волку/ироду на земле –

спрашиваешь ты

 

я раскрываю рот

 

в это время

по радио сообщают:

 

ответственность за теракт

берет на себя организация игил

запрещенная на территории россии

 

 

 

Ирина Котова родилась в Воронеже. Окончила Воронежский государственный мединститут и Литинститут им. А.М. Горького. Доктор медицинских наук. Автор публикаций в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Новая Юность», «НЛО», «Интерпоэзия», «Новый Берег». Живет в Москве.



Другие статьи автора: Котова Ирина

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020ин№1, 2021№2, 2021и№3, 2021ин№4, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№3-4, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба