Журнальный клуб Интелрос » Лабиринт » №1, 2012
Мария Крылова
Современная языковая личность и религия (на материале сравнительных конструкций)
Роль культурных факторов в современном русском языке выросла: культурные
реалии, культурная ситуация, сложившаяся в обществе, оказывают значительное
воздействие на язык. Рассмотрение сквозь призму языка явлений культуры получило
название лингвокультурологического подхода, наиболее актуального в современном
языкознании. Сложившаяся на стыке лингвистики и культурологии лингвокультурология
изучает язык как феномен культуры, рассматривает языковые факты сквозь призму
национальной культуры и ментальности; языковая личность становится точкой отсчета
при изучении языковых явлений. Язык, по словам Д. С. Лихачева, «выступает неким
концентратом культуры нации, воплощенной в различных группах данного культурно-
языкового сообщества» [4, с. 28]. В языке отражается, в том числе, духовность
современной языковой личности, её отношение ко всему, связанному с верой, религией.
В основе религиозности вообще, безотносительно к какой-либо конкретной
религии, – идея о высших ценностях. Религиозность современной личности складывалась
под влиянием сложных исторических процессов, среди которых – изначальная духовность
русского человека, его тесная связь с христианством, глубокие языческие корни,
семьдесят лет советского атеизма, принудительное приучение к религии периода
перестройки, влияние на личность разнообразных сект и т. п. Язык способен помочь
оценить реальную религиозность современного человека и сложные процессы духовно-
нравственного состояния общества.