Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Логос » №3, 2015

Manola Antonioli
Эстетическая стадия производства/потребления и «революция времени по выбору»

Доктор философии,
профессор философии в Лаборатории исследований в области философии,
архитектуры и урбанистики (GERPHAU)
Высшей национальной школы архитектуры
искусств Париж–Ла-Виллет
Адрес: 3–15 quai Panhard et Levassor, 75013 Paris, France
E-mail: antonioli.manola@wanadoo.fr

Отталкиваясь от текста Ханны Арендт «Кризис в культуре», статья прослеживает, как в современном обществе потребления культура превращается в развлечение, что приводит к утрате политического измерения искусства и культуры. Подвергнув острой критике общество потребления, Жан Бодрийяр проанализировал парадоксально привилегированное место, которое в нем уделяется времени. Он показал, в частности, что распределение свободного времени в обществе коррелирует с распределением всех прочих благ. Качество «свободного времени» становится способом социальной стратификации, социально нагруженным «различием» (Пьер Бурдьё). Современные мифы о свободном времени и досуге строятся вокруг иллюзорного желания вернуть времени потребительскую стоимость. Но для этого «свободное» время нужно реинвестировать и посвятить разным видам потребительской деятельности: путешествиям, культуре, спорту и т. д. Досуг становится полем драматических противоречий, поскольку индивиды связывают свои надежды со свободой и, следовательно, с системой импульсивных желаний. Так досуг становится производственной и стоимостной категорией. Бодрийяр показывает, как парадигма труда экстраполируется на все время, включая время досуга. В своей теории симулякра он прослеживает, как города становятся обширными парками аттракционов. Современная экономика художественного капитализма (Жиль Липовецки и Жан Серуа) делает соблазнительными продукты потребления, дизайна, моды, кино и т. д. Производство/потребление все более тотально становятся олицетворением досуга. В заключение обращение к Андре Горцу позволит нам наметить выход из связки рабочего и досугового времени (оба вынужденные) через «революцию времени по выбору».

 

The Aesthetic Stage of Production/Consumption and the Revolution of a Chosen Temporality

Manola Antonioli
PhD in Philosophy,
Professor of Philosophy at the Laboratory for Philosophy,
Architecture and Urban Research (GERPHAU)
of the Higher National School of Architecture of Paris La Villette
Address: 3–15 quai Panhard et Levassor, 75013 Paris, France
E-mail: antonioli.manola@wanadoo.fr

The article follows the current evolution of culture into entertainment, which results in a loss of the political dimension of arts and culture (following Hannah Arendt). In his sharp critique of Society of consumption, Jean Baudrillard analyzes the paradox of the privileged place allocated to time in the organization of industrial society. He notes that the distribution of chances for free time is as skewed as the distribution of other types of welfare. The quality of free time is a distinguishing feature, a kind of distinction (Pierre Bourdieu). Contemporary myths about free time and leisure are based on an illusory desire to return use value to time. Yet this free time should be reinvested and dedicated to various tupes of consumer activities: tourism, culture, sports. Leisure becomes a field of dramatic contradictions, as individuals turn their hope towards freedom, and thus towards a system of compulsions. Thus, leisure also becomes a category of costs and production. Baudrillard later denounces the omnipresent nature of labor as a paradigm for all types of human activity, including leisure. In his theory of simulacrum, Baudrillard analyzed the transformation of cities into amusement parks. Gilles Lipovetsky and Jean Serroy built a theory about the growing world of aesthetics, produced by art capitalism. Production/consumption are increasingly taken to be the manifestations of leisure. The article will focus on a few key figures of art capitalism, especially those in the spheres of design and city-branding. Finally, André Gorz will help us to sketch a way out of the coalition of working and leisure time (where both are strained) through a revolution of chosen time.

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№5, 2020№6, 2020№1, 2021№2, 2021№31, 2021№4, 2021ло№5, 2021№2, 2020№1, 2020№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№2, 2016№6, 2016№4, 2016№5, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№5-6, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№4-5, 2009№3, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба