ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2016

Артем Рондарев
Страх повторения. Философские, метафизические и методологические воззрения Владимира Мартынова
Просмотров: 154

Артем Рондарев
Преподаватель, Школа культурологии,
факультет гуманитарных наук,
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Адрес: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 21/4
E-mail: arondarev@gmail.com

В статье рассматриваются философские, исторические и музыкально-теоретические взгляды композитора Владимира Мартынова, сопоставленные с проблематиками музыкального минимализма, с которым Мартынов традиционно ассоциируется и чьими методами в своем творчестве активно пользуется. В центре внимания настоящей работы находится категория времени, которая занимает важное место в концепции Мартынова, а в музыке минимализма подвергается радикальному переосмыслению, в силу этого формируя особые процедурные предписания и особый подход к музыкальным структурам. Статья поднимает вопрос о том, насколько философские, теоретические, технические и социальные аспекты минимализма соотносятся с мартыновской концепцией «конца времени композиторов». Первая ее часть посвящена рассмотрению историко-философской концепции Мартынова, представляющей собой попытку описать историю музыки через ряд диспозиций, определяющих музыкальную структуру и роль автора в ее создании: рассмотрены три предложенные Мартыновым формы существования музыки («музыка ритуала», «музыка композиторов» и богослужебное пение), названы источники концепции и проведен анализ соответствия интерпретации Мартынова описанным в источниках проблематикам. Во второй части излагается история возникновения музыкального минимализма в Америке, описываются предпосылки появления этого стиля и проблематизируется центральный для этого течения вопрос — вопрос репрезентации в музыке минимализма «не-телеологического» времени и связанные с этой формой репрезентации импликации и следствия, как методологические, так и социально-идеологические. Наконец, в третьей части сделана попытка соотнести музыку Владимира Мартынова с методом минимализма и выявить, в какой мере отход от проблематик, обусловивших появление данного стиля, определяет как форму музыки композитора, так и его историко-философские воззрения.

 

FEAR OF REPETITION. VLADIMIR MARTYNOV’S
PHILOSOPHY, METAPHYSICS, AND METHODOLOGY

Artem Rondarev
Lecturer, School of Cultural Studies, Faculty of Humanities,
National Research University Higher School of Economics (HSE)
Address: 21/4 Staraya Basmannaya str., 105066 Moscow, Russia
E-mail: arondarev@gmail.com

The article examines the philosophical, historical, and theoretical views of the Russian composer Vladimir Martynov in the context of musical minimalism, a style closely associated with the composer’s working methods. In particular, the article focuses on the category of time, which in minimalist music undergoes drastic transformation resulting in a totally new array of procedural instructions and approaches to musical structure. The author aims to demonstrate how philosophical, theoretical, technical and social aspects of minimalism correspond with Martynov’s own concept of the “end of the time of composers,” and how they inform, illustrate and, in some respects, contradict it. The first part of the article deals with Martynov’s historical philosophy of music, which describes the development of musical forms and practices through a series of dispositions referring to musical structure and the role of an author in its creation. It discusses the three basic forms of music according to Martynov: “ritual music,” “composers’ music” and liturgical chant; defines the sources of this conception; and compares Martynov’s interpretations with the original content of the sources. The second part of the article outlines the history of American minimalist music; examines its origins; conceptualizes its seminal problem, namely, the representation in music of “non-teleological” time; and considers related methodological, social, and ideological effects of such representation. In the third part of the article, the author draws a correlation between Martynov’s music and the methodology of minimalism, and attempts to define how the composer’s digression from the agenda underlying minimalism influences both his music and his philosophy.



Другие статьи автора: Рондарев Артем

Архив журнала
№2, 2016№6, 2016№4, 2016№5, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№5-6, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№4-5, 2009№3, 2009
Журналы клуба