Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2016
Алекс Росс. Дальше — шум. Слушая ХХ век
Пер. с англ. М. Калужского, А. Гиндиной. М.: Астрель; Corpus, 2012. — 560 c.
В течение последних нескольких лет за американским музыкальным критиком Алексом Россом, публикующимся в журнале New Yorker, закрепился статус одного из ведущих авторов, пишущих о современной академической музыке. В своих заметках и эссе он пытается продемонстрировать ее актуальность, опровергая ее репутацию «мертвого искусства». Проблема положения классической музыки сегодня в культуре и обществе — одна из центральных тем его книги, которая впервые вышла в 2007 году, а в 2012-м была переведена на русский язык и издана в России. Работа Росса завоевала признание западных критиков и читателей, получив несколько престижных литературных премий и заняв первые строчки в списках бестселлеров. Исследуемая в ней академическая музыка прошлого столетия является предметом непрекращающихся дебатов как в профессиональных музыкальных кругах, так и за их пределами. Для рядового слушателя она «звучит подобно шуму» (12), то есть раздражающе и непонятно, в то время как репертуар концертных залов и музыкальных театров преимущественно продолжают составлять сочинения композиторов XVIII и XIX веков. В этих условиях классическая музыка ХХ века воспринимается как нечто интеллектуально и эмоционально отпугивающее.