Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Логос » №5, 2015

Хито Штейерль
Искусство как род занятий: претензия на автономное существование
Просмотров: 999

Художник, режиссер, арт-теоретик,
преподаватель нового медиаискусства
в Берлинском университете искусств.
Адрес: 2–5 Grunewaldstr.,
10823 Berlin, Germany
E-mail: hito.steyerl@gmail.com

Автор поднимает вопрос о границе, пролегающей между современными представлениями о работе и о занятии. Она проводит четкое различие между работой как трудом, у которого есть начало, производитель и результат, и занятием как деятельностью, для которой непринципиальны результат, завершенность и вознаграждение. В современных экономических обстоятельствах, по мнению Штейерль, происходит постепенное превращение работы в занятие. При этом смена работы занятием изображается гораздо более значительным сдвигом, чем замена фордистской экономики на постфордизм, и свидетельствет о более запутанной экономической ситуации. Штейерль указывает на переход от экономики, нацеленной на производство, к экономике, основанной на расточительстве; от осуществления работы во времени к времяпрепровождению; от четко определенного пространства к сложно организованной территории. Эти новые условия она проецирует на ситуацию с трудом художника, который все чаще рассматривается как занятие, что влечет за собой конструирование художественной системы, чьи механизмы часто основаны на плохо или вовсе не оплачиваемом труде, искусственном создании новых видов занятости, эстетизации политики, бедности и бесправия. Штейерль рассматривает сложившуюся ситуацию искусствакак-занятия как один из результатов неудавшейся авангардистской задачи возвращения искусства к жизни — вместо революционного преобразования мы получили рутину. Переосмысляя проблему независимости художника, автор по-новому интерпретирует историческое противостояние разделению труда. Одним из последствий этого противостояния она считает многозадачность, ставшую ключевой характеристикой занятия.

 

Art as Occupation. Claims for an Autonomy of Life

Hito Steyerl
Artist, director, art theorist,
lecturer of new media art
at the Berlin University of Art.
Address: 2–5 Grunewaldstr.
10823 Berlin, Germany
E-mail: hito.steyerl@gmail.com

This article is an art manifesto, in which the theoretical conceptualization of the problem is combined with a creative narration characteristic of Hito Steyerl, an artist specializing in documentary films and visual arts. The author raises a question about the limit separating modern representations of work and occupation. She makes a clear distinction between work as labor having a beginning, a producer, and a result, and occupation as activity for which the result, completeness, and remuneration are not of consequence. According to Steyerl, in contemporary economic circumstances, we witness gradual transformation of work into occupation. At that, the exchange of work for occupation is represented as something much more important than the exchange of Fordist economy for post-Fordism, which is also a sign of a more complicated economic situation. Steyerl indicates the transition from economy aimed at production to economy based on waste; from execution of work within time to time-spending; from a strictly defined space to an intricately organized territory. She projects these new conditions to the situation of the artist’s labor being increasingly considered as an occupation, which leads to construction of an artistic system with mechanisms based on a poorly-paid or completely unpaid labor, factitious creation of new employment types, aestheticizing of politics, poverty, and deprivation of rights. Steyerl considers the existing situation of art-as-occupation as one of results of the failed avant-garde task to return art to life: instead of a revolutionary transformation, we get a routine. While redefining the problem of the artist’s independence, the author considers in a new light the historical opposition to division of labor. One of the consequences of this for her is that multitasking becomes a key characteristic of the occupation.



Другие статьи автора: Штейерль Хито

Архив журнала
№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№2, 2016№6, 2016№4, 2016№5, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№5-6, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№4-5, 2009№3, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба