Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2011
Судьба мысли Платона в Советской России, как и судьба многих культурных символов, ассоциированных с дореволюционным миром, была легко предсказуема. Но, несмотря на очевидность финала, реальный процесс превращения Платона в persona non grata был все же более сложен и предполагал различные оценки его социально-политиче ской мысли с одной стороны и его теоретической философии — с другой. Проект идеального государства Платона, рассмотренный в качестве далекого прообраза коммунизма, был сопоставлен с марксистской программой построения социальной гармонии и вскоре отвергнут как ретроградный и элитарный. Однако перспективы выживания Платона в ранге «отца идеализма» были долгое время гарантированы его существованием, во-первых, в качестве негативного, но необходимого в советской философии дополнения к материалистической «линии Демокрита», а во-вторых, в качестве бенефициария ряда изолированных попыток реабилитации некоторых аспектов платонизма в позднюю сталинскую и постсталинскую эпохи.