Журнальный клуб Интелрос » Логос » №2, 2016
Старший преподаватель, факультет политических наук и социологии,
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 3
E-mail: otimofeeva@eu.spb.ru
В философской системе Гегеля сова Минервы — не просто метафора, а значимый символ. В гегелевскую эпоху за этим символом стояли идеи просвещения и политической эмансипации, в том числе радикальные, революционные, космополитические, антимонархические и даже анархические. Однако контекст, в который Гегель помещает свою сову, кажется совсем не революционным. «Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек», — пишет он в предисловии к «Философии права», таким образом резюмируя свою мысль, что дело философии — не поучать мир, каким он должен быть, или давать наставления государству, а «постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум». Складывается впечатление, что сова Минервы не просто становится защитницей существующего государства, против которого она ранее восставала во имя разума и свободы, но учит нас с радостью принимать настоящее. Речь идет не просто о примирении с действительностью, но о наслаждении ей. В статье парадоксальный характер этого наслаждения рассматривается с нескольких точек зрения — философской, психологической, антропологической, а также проводится сравнение между совой Минервы и ангелом истории Вальтера Беньямина. Это сравнение обозначает возможное направление для новой интерпретации гегелевской философии истории и времени.
THE OWL AND THE ANGEL
Oxana Timofeeva
Senior Lecturer, Department of Political Science and Sociology,
European University at St. Petersburg
Address: 3 Gagarinskaya str., 191187 St. Petersburg, Russia
E-mail: otimofeeva@eu.spb.ru
In Hegel’s philosophical system, the owl of Minerva is not just a metaphor, but a significant symbol. In the symbolism of Hegel’s time, it stood for ideas of enlightenment and political emancipation, including radical, revolutionary, cosmopolitan, anti-monarchical, and even anarchistic ideas. Hegel, however, places the owl in a context that appears utterly un-revolutionary. “The owl of Minerva spreads its wings only with the falling of dusk,” he writes in the preface to the Philosophy of Right, thus summing up his argument that philosophy’s task is not to teach the world how it ought to be, nor to issue instructions to the state, but rather to comprehend the world as reasonable.